Не перестаешь удивляться богатству «великого и могучего» русского языка, в котором столько эвфемизмов, поговорок, пословиц, афоризмов и мудрых житейских тезисов, вроде «милые бранятся, только тешатся», «у семи нянек дитя без глаза» или «не подмажешь — не поедешь». Вот и недавно, в бескрайних просторах всемирной паутины я наткнулся на довольно любопытный материал, посвященный семи главным бедам российского образования. После чего пришел к выводу, что решим мы эти проблемы не скоро, потому что любая российская проблема неизбежно наткнется на формализм мышления и равнодушие российских чиновников от образования.
Вот, например, одна из наиболее злободневных проблем суровой российской действительности. Наверное, каждый из родителей хотя бы раз сталкивался с тем, что называется поборами в школах и детских садах. Об этом говорят не только наши личные впечатления и опустевшие карманы, но и скупые цифры и факты, которые как известно, весьма упрямы. Опрос ВЦИОМа показал, что 50% россиян ежегодно делают добровольные взносы на школьные нужды. А примерно каждый третий родитель оказывает «добровольную спонсорскую помощь» образовательному учреждению, в котором учится их ребенок Помимо этого, нередки ситуации, когда родителей просто ставят перед фактом – необходимо принести «500 рублей на шторы, 200 – на краску, а 100 – на общешкольные нужды».
Пример из Ульяновска. Однажды мы вместе с на шей читательницей пыта лись понять, как может ее шестилетний ребенок в подготовительной группе детского сада быть настолько увлеченным рисованием и созданием трогательных детских рисунков, чтобы умудриться за календарный год истратить канцелярских товаров аж на полторы тысячи рублей?! Именно такую сумму в добровольно-принудительном порядке собирают с родителей детей, посещающих один из детских садов в северной части нашего города. Мы гипотетически предположили, что ребенок настолько небрежно относится к пишущим и рисующим инструментам, что каждый день ломает как минимум по пять фломастеров, исписывает столько же ручек, умудряется источить по десятку карандашей и вдобавок изрисовывает пачку альбомов. Но нет, все равно не получается на полторы тысячи рублей, хоть ты тресни! Кстати, в другом ульяновском садике формулировка денежных поборов с родителей и вовсе потрясает своей простотой, граничащей с цинизмом. Ребенок переходит из старшей группы в подготовительную и по мнению руководства этого детского сада, это событие по своей значимости равносильно потенциальной демобилизации вашего малолетнего чада из рядов российской армии. Ведь его надо отметить! Поэтому с вас, дорогие родители, еще по «стопитсот» рублей. Вот он, трогательный пример союза родителей и воспитателей по воспитанию гармоничной личности!
Закончил ребенок детский сад, мамы и папы перевели дух, купили книжки и учебники, и вот она настала школьная пора, где нас ждут новые трудности. В качестве классического примера чиновничьих ответов, можно привести диалог Ольги Мезиной, начальника Управления образования администрации Ульяновска. Вопрос задает мама, ребенок которой в этом году идет в первый класс. Мой сын в этом году пойдет в первый класс. Весь прошлый год и почти все лето мы ходили на индивидуальные занятия к логопеду, исправляли дефекты речи. Почти все удалось, но трудности возникают тогда, когда ребенок начинает выступать на публике. Возможно ли договориться с учителем, чтобы по крайней мере в течение нескольких месяцев моему сыну не пришлось отвечать у доски, только с места, пока он не привыкнет к коллективу?
Вот он, «шедевральный» ответ чиновницы, образец поговорки: «я тебе про Фому, а ты мне про Ерему»!
– Трудности, связанные с адаптацией Вашего ребенка в школьном коллективе, могут носить как речевой, так и психологический характер. В решении проблемы Вам помогут специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения (далее адрес учреждения).
Мама ребенка, искренне переживая за него, спросила возможен ли вариант договоренности с учителем: да или нет? Однако вместо простого ответа чиновница почему-то начала рассуждать о глубинных причинах болезни, как будто мама ребенка не консультировалась до этого с врачами. А прежде чем рекомендовать адрес центра, чиновница почему-то не догадалась для начала спросить: а в каком районе города вы проживаете? Удобно ли вам будет съездить туда-то? Может потому, что наши чиновники привыкли заниматься софистикой, формализмом да словоблудием вместо реальной работы?!
И последний пример на ту же тему. Несколько месяцев назад одна наша знакомая чиновница жаловалась на то, что дескать, в СМИ, мало освещается проблема беспризорных детей. Совсем недавно позвонили той же чиновнице с предложением размещения материала на эту тему. И что вы думаете? Нам ответили, дескать, этот вопрос необходимо согласовать с ее руководителем – «я без санкции ничего сделать не могу». Хотя обговорили, что не будем даже упоминать это ведомство, просто осветим конкретную проблему конкретного ребенка. Но сколько бы бед не было, ответ всегда один: «Не положено!».
Сергей РАШПИЛЬ