Мы начинаем серию экспертных интервью по вопросам открытого правительства. Первый  собеседник – известный ульяновский предприниматель и общественник Исаак Павлович Гринберг.

 

Дмитрий Ежов – Исаак Павлович, у вас огромный, мало с кем сравнимый опыт в вопросах открытой или закрытой власти. Так что же такое, по-вашему, открытая власть? Насколько власть вообще может быть открытой и насколько это ценно?

 

Исаак Павлович Гринберг: – Вспомним историю… Можно как угодно критиковать Ленина, можно не соглашаться с какими-то его взглядами, мнениями. Но человек это был, безусловно, гениальный, с этим спорить нельзя. Я все время руководствуюсь одной фразой, которую он публично высказал: «В любом деле нужно видеть главное звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь».  Что главное сегодня в нашей стране плохого? Конечно, можно говорить, что здравоохранение, образование, оборона, промышленность. А что главное? За что взяться, чтобы вытянуть всю цепь? Главное звено, ухватившись за которое можно вытянуть все – это коррупция. Если победить коррупцию, то будет и здравоохранение, и школа, и вузы, и оборона, и экономика и все, все, все. Как ее победить? Это непросто, тут лозунгами не отделаться. Принимать можно какие угодно законы – федеральные, региональные, местные. Но это все нельзя принимать всерьез,  поскольку нельзя поручать коррупционерам борьбу с коррупцией. А что же главное? Главное – надо добиваться открытости. Там, где открыто, не может быть коррупции. Она только там, где закрыто, где тайком кто-то приходит из предпринимателей и просит какие-то поблажки, преимущества… ты мне дашь, и я тебе подпишу. Там, где закрыто – там процветает коррупция. Где открыто – ее гораздо меньше. Понятно, что надо привести к открытости не электронное правительство, реальное. Как первый шаг на пути к реальному открытому правительству я одобряю запуск интернет-правительства. От открытого электронного правительства уже легче будет перейти к открытому реальному.

 

Д.Е. –Что нужно сделать, чтобы власть действительно стала открытой?

 

И.Г. – Нужно чтобы все действия власти были доступны для людей, общества, чтобы ничего не делалось тайком. Приведу пример, сегодня было заседание президиума Совета по предпринимательству при главе г.Ульяновска. Простой вопрос – выдвигали представителя совета в состав комиссии по проведению торгов и аукционов. Разгорелась небольшая дискуссия на тему открытости. Было решено установить телекамеры там, где проводятся аукционы, чтобы люди могли наблюдать за торгами. Рассчитывать, что завтра произойдет революция не стоит, но я считаю, что  это уже шаг в нужном направлении.

 

Д.Е. – Какие силы необходимо задействовать для того, чтобы процесс формирования открытой власти шел?

 

И.Г. –  Нужно привлекать инакомыслящих людей. У нас как-то повелось, что инакомыслящий, оппозиционер – это враг. Я уверен, что все с точностью наоборот. Просто инакомыслящий высказывает открыто свою точку зрения. А так называемый друг молчит и делает по-своему. Поэтому надо привлекать любых людей, кто умеет работать, имеет мозги. Не важно, в какой партии он состоит. Не обязательно это член Единой России. Он может быть и в оппозиции. В оппозиции – это не значит шашки в руки и вперед, просто иначе, по другому, из другой точки мыслящий.

 

Д.Е. – То есть вы предлагаете вернуться к изначальному смыслу слова инакомыслие – разномыслие. То есть инакомыслие – это то, что сейчас необходимо?

 

И.Г.– Именно так. Сейчас необходимо, чтобы в обществе были представлены разные точки зрения.

 

Д. Е.– Говоря об открытости большую роль придают общественности. Как вы оцениваете сегодня уровень этого так называемого гражданского общества, этих неравнодушных людей. Может быть какая-то эволюция, если она есть. Какую роль гражданское общество должно играть в этом процессе?

 

И.Г. – Как пишут в книгах, гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных организаций, которые в своей совокупности осуществляют контроль за деятельностью власти. То есть существует группа общественников, которые не за деньги, а по своим взглядам хотят, чтобы было честно, они и осуществляют контроль за деятельностью власти. При открытом правительстве гражданскому обществу легче осуществлять такой контроль. Благодаря гражданскому обществу и идет борьба с коррупцией.

 

Д.Е. – На Ваш взгляд, в Ульяновске сейчас есть гражданское общество?

 

И.Г. – Оно находится у нас в зачаточной стадии. Может быть, в последние пол года – год гражданское общество делает шаг вперед. Да. Гражданское общество многопланово. Садоводы, ветераны, совет по предпринимательству – это все фрагменты гражданского общества, а в совокупности гражданское общество. К примеру, могу отметить, что Губернатор периодически находит время встречаться с предпринимателями, решать существующие вопросы. Также сейчас воссоздали работу правительственной комиссии по малому и среднему предпринимательству, при главе города воссоздан совет по предпринимательству. Я – член президиума совета. Я вижу, что начинается движение.  Ведь формирование гражданского общества, открытого правительства – это процесс взаимный, процесс взаимодействия власти и общественности.

Кроме того, в завершении беседы хочу отметить роль СМИ в формировании открытости власти. Нужно, чтобы СМИ больше бывали на всяких общественных мероприятиях, видели неравнодушие людей и показывали это всем жителям региона.

То есть СМИ по определению медиатор и ключевой посредник во взаимодействии власти и общества. Который в этой роли сегодня не дорабатывает.