29 августа в рамках работы Ульяновского образовательного Мегафорума-2012 «Открытое образование и интеграция культур» состоялось заседание секции «Система инклюзивного образования в Ульяновской области. Проблемы и пути решения».

Участники обсудили вопросы создания в образовательных учреждениях условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами. Среди основных задач было определено формирование толерантного отношения общества к детям-инвалидам, создание нормативно-правовой базы, различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора каждым учеником варианта включения, психолого-медико-педагогическое сопровождение интегрированных детей, программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение образования для удовлетворения особых потребностей детей, кадровое обеспечение и материально-техническое оснащение организации образовательного процесса для удовлетворения особых образовательных потребностей детей-инвалидов.

«В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования», – отметила Министр образования Ульяновской области Екатерина Уба.

В Ульяновской области 4941 ребенок-инвалид, что составляет 2,3% к общему количеству детей, проживающих на территориях муниципальных образований области (211200 детей).

Как было отмечено на заседании секции, сейчас повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, способствующего расширению доступности образования для них. Для методического сопровождения процесса интеграции в образовательных учреждениях общего типа на базе Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования создан центр инклюзивного образования данной категории детей.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей-инвалидов. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка.

В рамках реализации мероприятий областной целевой программы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2011-2015 годы» по созданию условий в образовательных учреждениях Ульяновской области универсальной безбарьерной среды в I полугодии 2012 году в 30 общеобразовательных школах установлены пандусы и поручни на сумму 2,2 млн. руб.

С 2011 года в Ульяновской области реализуется федеральная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы» по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в целях создания в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов и оснащения образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.

Напомним, что в 2011 году в программе приняло участие 10 образовательных учреждений региона, из федерального бюджета было выделено 12,7 млн. рублей, в 2012 году – 8 образовательных учреждений, на которые выделена субсидия в размере 10,7 млн. рублей, а на 2013 год определены 30 образовательных учреждений, с привлечением 45 млн. рублей из федерального бюджета.

Все дети и педагоги, задействованные в дистанционном обучении, обеспечены индивидуальными компьютерами и всем необходимым для организации полноценного образовательного процесса периферийным оборудованием. Участники образовательного процесса подключены к сети Интернет на основе технологий высокоскоростного доступа, что позволяет вести он-лайн-обучение.

В 2012 году запланировано обучение 250 специалистов системы образования, организующих работу с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

«Главный результат в организации работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами мы видим в создании в Ульяновской области такой системы образования, которая позволит обеспечить максимальный доступ детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам, будет способствовать получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости и, соответственно, их успешной социализации», – добавила Екатерина Уба.

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА