НИИАР ЧУТЬ НЕ ОТРАВИЛ ЧЕРЕМШАН. ВСЕМУ ВИНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР.
ВЧП на НИИАРе, произошедшем 25 августа, обвиняют оператора котельной, который покинул рабочее место на полчаса.
В то время, как работник «прогуливался» неизвестно где, мазут благополучно выливался из переполненного резервуара. Таким образом, на территории НИИАРа, разлилось 53 тонны мазута, сообщил пресс-секретарь ОАО ГНЦ НИИАР Галина Павлова корреспондентам газеты «Комсомольская правда». По ее же утверждению, более «52 тонны успели оперативно собрать». Остальные 800 литров утекли в ливневую канализацию.
Стоит отметить, что много в этой истории противоречивого. В первоначальной информации сообщалась о 1500 литрах разлившегося топлива. Затем, на следующей день, эта цифра увеличилась почти в 5 раз.
Разлилось 7 тонн топлива, сообщило Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. Их поддержал и Госэконадзор. 7 тонн против 53 – серьезная поправочка. Неужели пресс-секретарь НИИАРа оговорилась?
ОЧП, можно сказать, узнали случайно. Первым тревогу забил местный рыбак, обнаруживший утечку. От сотрудников НИИАРа на тот момент о произошедшем никакой информации не поступило. Не заметили? Вылившихся 53 тонны, если верить пресс-службе НИИАРа? Сомнительно. Может просто замолчали? Вполне возможно. Но если бы не местный житель, обеспокоившейся появлением неизвестно откуда «чернильного пятна», то мазут вполне смог бы дотечь и до Черемшана. За пределы НИИАРа мазут попал через ливневую трубу. Из канализации вытек в отводящий канал, протяженностью около 6 км. Но, по оптимистичным данным Минприроды, загрязнить успел лишь полтора километра. То есть, до экологической катастрофы на Черемшане оставалось всего лишь 4,5 км.
Мазут с поверхности воды специалисты собирали вручную. Для сбора топлива также использовался специальный сорбент, поглощающий опасное для живых организмов вещество. На ручье с нефтепродуктами соорудили боновые заграждения.
Сейчас нас убеждают, угрозы окружающей среде нет, За разлитый мазут димитровградский НИИАР оштрафуют. Но, тем не менее, ущерб окружающей среде, который еще предстоит определить Роспиророднадзору, причинен. А чем чревато загрязнение природы нефтепродуктами, которые являются токсичным веществом третьего класса опасности?
Загрязненные нефтепродуктами почва и вода практически не способны самостоятельно очиститься от нефтяного загрязнения. При попадании нефтепродуктов в почву происходят глубокие изменения химических, физических, микробиологических свойств почвы и, возможно, существенная перестройка всего почвенного профиля.
Так что данное ЧП навряд ли пройдет бесследно.