Сегодня гостем рубрики “ПроЧтение” стал  Председатель Счётной палаты Ульяновской области Игорь Игоревич Егоров.

Молодого человека спрашивают:

– Сколько книг вы прочитали?

– Три.

– Какие?

– Букварь, вторую и ту синюю из библиотеки.

Игорь Игоревич, в каком возрасте вы научились читать?

Сам я начал читать только в 6 лет. Видимо, дома было много людей, которые мне соглашались читать вслух, и читали, кстати, очень хорошие книжки. Первое, что я прочитал сам – детская книжка с жутковатыми картинками «Горящее сердце» – отрывок про Данко из «Старухи Изергиль» Максима Горького. Второй книжкой  был «Принц и нищий»  Марка Твена, правда, осилил сам лишь сорок страниц.

Хорошее начало!

Начиная со второй книжки, я уже стал читать про себя.

Любимой книжкой в детстве у меня был замечательный сборник легенд, мифов и сказок народов мира  «Эхо». Я до сих пор помню, ее обложку желтого цвета! Однажды моя младшая сестренка заболела скарлатиной, а тогда полагалось все книги, которые читает  больной скарлатиной человек, убирать из дома. Вот так я ее и лишился. Потом я долго искал ее в магазинах, но так и не смог  найти.

А книги из школьной программы читали?

Если брать такие книги, как «Евгений Онегин», «Война и мир», то прочитал их я лет в девятнадцать двадцать. Чехова и Тургенева я, хоть и читал в школе, потом все равно перечитывал, уже с другим пониманием. Жаль людей, которые в школьные годы прочитали «Войну и мир», а потом всю жизнь говорят, что книга так себе. Просто каждую книгу надо читать в «нужном» возрасте.

Где, в основном, в детстве вы доставали книги – в домашней библиотеке или в общественной?

Я с 17 лет работал, поэтому тогда уже мог покупать себе книги сам. От моих родителей мне досталась неплохая библиотека художественной литературы. Много книг я  брал читать в библиотеках.  Любимыми моими библиотеками были Дворец книги и библиотека  Дворца профсоюзов. Но во Дворце книги всегда было слишком много читателей и хорошие книги в отделе абонемента  там раздобыть  было довольно проблематично. А в  библиотеку Дворца профсоюзов людей ходило значительно меньше, и там всегда  был хороший выбор, в том числе и  много редких исторических монографий. В моей жизни было несколько замечательных людей, которые будучи старше меня лет на 50, щедро давали пользоваться сокровищами своих домашних библиотек, разрешая мне брать домой читать любые раритеты.

Сейчас у меня в квартире есть комната, которая зовется «библиотека». Но художественной литературы там довольно мало, большинство книг осталось в квартире у моих родителей.  Львиную долю моей домашней библиотеки составляют книги, связанные с моими  увлечениями (хотя есть и большой раздел экономической литературы) – издания по истории футбола, по истории кино,   книги по военной истории. Есть  книги  по биологии,  по астрономии, географии, истории искусства. Много биографий и мемуаров. Можно сказать, что у меня маленькая научная библиотека. Есть большое количество справочников и энциклопедий, сегодня, правда, уже не только в печатном виде, но  и на электронных носителях.

Что для Вас значит именно художественная литература?

На мой взгляд, художественная литература просто необходима человеку, для того, чтобы он стал личностью. Не профессионалом, так как для этого необходимо читать, прежде всего, специальную литературу, а личностью.

У каждого человека наверно есть свои «главные» книги.  Для меня  «три главные книги о главном» – это  «Война и мир» Льва Толстого, «Отверженные» Виктора Гюго и «Сто лет одиночества» Габриэля  Маркеса.  Эти книги, в моем понимании, – три основные попытки в мировой литературе написать о самом сложном  – о смысле человеческой  жизни. При этом авторы пытались это сделать не на примере отдельного героя, а через описание мыслей, чувств и поступков  многих персонажей, в критические моменты их жизни, в момент испытаний. Я выделяю их  для себя как самые «мощные» книги, из всех, что мне приходилось читать.

Они повлияли на вас?

Влияли многие книги. Например, «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова или «Трудно быть Богом» Стругацких. Последняя вообще осталась одной из самых любимых книг на всю жизнь. Впервые я прочитал ее в 12 лет и не раз потом перечитывал. В последние 10-15 лет у меня, к сожалению, хватает время на прочтение лишь 5-6 художественных книг  в год. Читаю я их, обычно, в отпуске.  В этом году, например, прочитал «О дивный новый мир»  Хаксли и довольно редко издающийся на русском языке роман Герберта Уэллса «Люди как Боги», до которых все никак не доходили руки.  В прошлом году я с огромным удовольствием перечитал рассказы Чехова. И лишний раз убедился, что когда ты находишься в том же возрасте, что и автор, то многое из того, что он хотел сказать понимаешь точнее. Когда я в 16 лет читал рассказы Чехова, это было одно, когда я прочитал их в сорок с лишним – совершенно другое восприятие.

У каждого любителя книг своя «метода» чтения…

Я книги обязательно читаю с карандашом – делаю пометки для себя. Лет до 20 я конспектировал почти все прочитанные книги (речь, естественно, не о художественной литературе). Потом, из-за нехватки времени, это полезная привычка пропала.

Всегда понимал,  что жизнь штука очень короткая, и если читать все подряд, то не хватит времени на самое лучшее. Когда мне было лет 17, я составил для себя список того, что нужно обязательно прочитать до 25 лет. На каждый год было запланировано по 30-40 книг художественной литературы. Исходил я из того, что читаю довольно медленно. И до сих пор я читаю неспешно, где-то 25-30 страниц в час, если речь идет о художественной литературе. Когда-то закончил курсы скорочтения, но эту технологию использую, только когда читаю прессу или рабочие документы.

С момента составления этого плана прошло уже почти 30 лет, а  план  пока выполнил где-то процентов на 20.  Хотя и сейчас когда выбираю, какую книгу мне почитать, то она, как правило, оказывается из того списка. К девяностолетнему возрасту может и осилю.

Есть ли у Вас любимый жанр в художественной литературе?

Самым любимым жанром в художественной литературе была и остается антиутопия. В школьные годы любимыми журналами были «Искатель» и «Техника-молодежи». Но всегда были интересны разные жанры литературы. Из французских классиков 19-го века, например, очень ценил и Флобера,  и Бальзака, и   Гюго, и Мериме и Жюля Верна, и Александра Дюма.

А как Вы относитесь к поэзии?

Я не могу сказать, что я большой любитель поэзии в том понимании, в каком обычно этот термин у нас используется. Мне всегда нравилась скорее мысль, выраженная рифмой. Для меня лучшие  поэты это те, кто двумя строчками или четверостишьем могли красиво и ярко выразить интересную  мысль. Из русских поэтов мои любимые—Пушкин и Есенин.  Мне всегда казалось, что  Есенин (как и Лермонтов) свои лучшие произведения написал именно в  последний год жизни.

Из зарубежных поэтов люблю Роберта Бернса, и в оригинале,  и в переводе Маршака, Франсуа Вийона в переводе Эренбурга. Из наших поэтов двадцатого века – раннего  Евтушенко, Геннадия Шпаликова и «военного» Константина Симонова.  Очень люблю, как и  многие другие люди «родом из СССР»  сборник его стихов «С тобой и без тебя», посвященный Валентине Серовой. Тот самый сборник, о котором Сталин по легенде сказал, что его нужно бы издать только в двух экземплярах: один для него, второй для нее. У меня в домашней библиотеке есть издание.

Много маленьких блестящих афористичных «вещиц» было у Сельвинского. Большинство из них было напечатано через много лет после его смерти.

Современных авторов, насколько я поняла, Вы не очень-то читаете?

За последние два года прочитал две книги Михаила Веллера – «Легенды Невского проспекта» и «Легенды Арбата», в них чувствуется талант перессказчика.  Прочитал с интересом несколько книг француза Бернара Вербера. Не пропускаю «свежие» книги Жванецкого, Губермана и Владимира Вишневского. На мой вкус, сейчас в российской литературе пока тянется некий период «безвременья». Но это явно не навсегда.

Как Вы считаете, нужно ли приобщать людей к чтению, или каждый сам должен к этому прийти?

Без определенного усилия  усадить ребенка за книжку не всегда получается у родителей. Но это усилие должно быть вдумчивым и лучше в ту пору пока ребенку лет 8-9. Родители должны подсказывать, «подкладывать» интересные книги. При  этом, по большому счету не важно, будут ли наши дети читать печатные книги или электронные. Возможно, нам уже пора свыкнуться с мыслью, что в их жизни не будет шороха книжных страниц, а  будет лишь «пикание» электронных книг. Главное ведь, не как, а что они будут читать. И будут ли.

Беседовала Елена Дубицкая