Парное молоко, ярко-желтое деревенское масло, нежный творог, густая сметана, в которой ложку не повернешь – по этим домашним экологически чистым продуктам тоскуют не только горожане, но и многие сельские жители, не имеющие своего хозяйства. Одиноким старикам управляться с хозяйством просто не под силу, а молодые частенько считают сельский труд делом неприбыльным. Но для супругов Каюмовых из рабочего поселка Чердаклы личное подворье – не только здоровое питание, но и основа семейного бюджета.
С Фиркатом Талгатовичем и его супругой Риммой Мансуровной мы встретились на подворье их большого сельского дома. Хозяева двора с удовольствием показали нам просторные хозяйственные постройки. Что больше всего впечатлило – идеальные чистота и порядок, царящие повсюду. Даже в хлевах, где обитает живность. Из раскрытой двери сарая доносилось протяжное мычание. Месяц назад корова принесла теленка. Так что теперь у Каюмовых работы прибавилось.
Впрочем, ее и раньше хватало. Ведь помимо шести дойных буренок на подворье у них два бычка, телята – всего 14 голов крупного рогатого скота.
– Было 15, вчера одну телочку закололи, – уточняет глава хозяйства.
Несмотря на нелегкий повседневный труд, супруги Каюмовы не жалеют о выбранном пути. Любовь и умение обращаться с животными у сельчан в крови, и приятно смотреть, с какой заботой они подходят к животным.
– Мы родились и выросли на земле, – делится Фиркат Талгатович. – Родители всю жизнь держали разную живность. Поэтому с крестьянским трудом знакомы с малых лет. Нас сама жизнь заставила заниматься личным подсобным хозяйством. Ведь на одну мою зарплату не проживешь и детей на ноги не поставишь. Пока работали крупные сельхозпредприятия, исправно давали зарплату, нам хватало на жизнь. А когда в 2009 году жена осталась без работы, решили организовать собственное дело. Сначала телят на откорме стали держать, а через год к ним еще добавили молочное поголовье.
Постепенно хозяйство расширялось. Хозяйских помещений уже не хватало. Тогда предприимчивые сельчане решили построить новый коровник.
– Нам очень помог в строительстве Россельхозбанк, – рассказывает Римма Мансуровна. – Хотя и получаем каждый день прибыль, но сразу большую сумму не всегда можно найти. А Россельхозбанк нам, простым сельчанам, всегда идет навстречу. Теперь у каждой скотины в стайке имеется свой уголок.
Остается только не лениться. Этого принципа и придерживаются Каюмовы, рабочий день которых начинается в шестом часу утра. Конечно, в таком большом хозяйстве трудиться Фиркату Талгатовичу и Римме Мансуровне приходится от зари до зари. Нет времени засиживаться у телевизора. Есть наемные помощники. Кроме того, посильный вклад в общее дело вносит восьмилетняя дочь Регина, которая не привыкла сидеть без дела – вся в родителей, работящая.
– Маме мыть посуду помогаю, – рассказывает Регина о своих домашних обязанностях. – Телят закрываю, траву им приношу.
Местным жителям Каюмовы продают не только молоко, но и сметану, творог, сыр, татарский катык и топленое молоко. В среднем в день от своих буренок Чердаклинский район Римма Мансуровна получает 80 литров молока, которое быстро расходится. Также в продаже имеется говядина.
Главная проблема у Каюмовых – заготовить корма. Целое лето Фиркату Талгатовичу приходится ездить по полям в поисках травы на сено. Самим надо закупать зерно.
– Особенно в 2010 году было тяжело, – сетует глава подворья. – Помните, какая жара тогда летом стояла, да и осень выдалась немногим лучше. Стоимость зерна доходила до 12 рублей за килограмм, семьсоткилограммового тюка сена – до 5 тысяч. А молоко так и оставалось по 9 рублей за литр. Это для нас было катастрофой. И если бы не помощь дяди – Фарука Каюмова (у него крупное хозяйство в Старомайнском районе), часть
скотины еще в тот год закололи бы. Да и сейчас нелегко. Надеемся на поддержку государства.
Несмотря на подорожавшее зерно и невысокую закупочную цену на молоко, по мнению Каюмовых, заниматься личным подсобным хозяйством выгодно. В планах у сельчан увеличить поголовье.
– Мы без своего хозяйства с голоду умрем на этих полуфабрикатах, – признается Фиркат Талгатович. – Сегодня молодежь уезжает из деревни в поисках лучшей доли. Только не задумывается, где она, эта лучшая доля, и кто нас там ждет. Хорошо не там, где нас нет, а где мы сможем работать сами на себя и крепко стоять на ногах.
Альбина Азмуханова