Обзор событий и прессы 27 августа – 1 сентября.

На прошедшей неделе обострились политические вопросы жизни Ульяновска. Как в старые «добрые» времена вопрос о власти приходит на смену вопросам о земле, о расписании маршруток и вопросу о тарифах. Тем, кто этого ещё не понял, нет места в будущем. Впрочем, пока все процессы – лишь буря в стакане. Но Ульяновск стремительно развивается, и поэтому впереди нас ждут интересные времена.

Что интересного уготовила нам последняя неделя лета? В российской прессе бурно обсуждалась тема Международного авиатранспортного форума. Отклики, как правило, положительные, если не считать гневных комментариев горожан по поводу транспортной организации. В социальных сетях даже было организовано голосование, в котором преобладающими оценками МАТФа были тройка и кол!

Продолжилась словесная борьба за зелёные насаждения города: одни защищают от посягательств каждый кустик вдоль дорог, другие – уверяют, что деревья могут быть врагами человечества и прогресса. Прекрасно, что горожане стали замечать все факты жизнедеятельности, которые вредят деревьям – теперь осталось придумать, как цивилизованно развивать город и при этом сохранять его озеленение и благоустройство. Кстати, хорошим символом возможного консенсуса стали клумбы для туй на улице Бебеля: и стоянка получилась и туи живы, а в целом улица преобразилась.

Ещё развивающаяся тема – Ульяновск готовится стать «культурным Давосом», вкачивая деньги в различные премии и мероприятия. Пока же приближающийся культурный форум пополняется разочарованиями от того, что не все заявленные выступления состоятся. Одновременно с интеграцией в мировое культурное пространство происходят процессы передачи памятников культурного наследия с федерального на региональный уровень. Мы как бы выпадаем из общероссийского культурного поля. И это только начало: впереди нас ждёт регионализация высшего образования – федеральный бюджет спешно избавляется от социальных активов, которые не подпадают под предвыборные обещания Владимира Путина. Федералы готовятся к кризису.

Как вечная тема в информационном пространстве недели присутствовало обсуждение нового сайта, на котором ульяновцы смогут следить за движением маршруток. Идея хорошая, но бесполезная. Как пишут комментаторы, нет смысла автоматизировать процессы, которые не отлажены на проектной стадии. Слишком дорогой и тонкий инструмент используется для того, чтобы показать отсутствие порядка в движении общественного транспорта, вместо того, чтобы навести этот самый порядок. Более того, жители города лишены возможности в реальном времени использовать даже небольшие преимущества, которые предоставляет сайт, так как, стоя на остановке, достаточно сложно пользоваться устройствами, позволяющими следить за транспортной ситуацией. Бумажные таблички с расписанием будут более популярны.

Какие же темы стали на прошедшей неделе политическими?

Религия
На неделе обсуждали религиозно-политические вопросы. Тему Pussy Riot как один из политических вопросов, по которому происходит размежевание общества, недавно обсуждали в Москве на очередном собрании региональных вице-премьеров, отвечающих за проведение внутренней политики. Политическая ситуация становится настолько неуправляемой, что в Кремле стали подключать региональные власти к обсуждению и решению политических вопросов «вертикали». Это новое слово в централизации управления.

Как результат озабоченности противоречиями вокруг религии на неделе в одной из газет Ульяновска вышла статья о новом явлении – «крестоповале». Мол, будьте бдительны: в регионах стали рубить поклонные кресты, подражая украинским феминисткам. В другой газете Сергей Гогин поразмышлял над расколом на личном уровне, который вызвало в обществе дело девушек-панков. Обилие комментариев к статье на Улпрессе показало, что раскол, на самом деле, существует. И, наконец, третья статья, вышедшая на одном из порталов, рассказывает о том, как сектанты пробрались в высшие эшелоны власти региона – в окружение губернатора!

Является ли проблемой для Ульяновска религиозный вопрос, как об этом пишут? Рубить у нас почти нечего. Церкви так и не восстановили, после прошлого, коммунистического, крестоповала. Единственный деревянный крест в центре города давно заменён на более прочный знак. На чёрный крест в память жертв кораблекрушения на Волге вряд ли у кого-то поднимется рука. Но есть вероятность, что какой-нибудь буддист не справится с управлением и въедет на машине в одну из часовен на окраинах города. Будет ли это считаться кощунством?

Вопрос не совсем праздный. Дело в том, что выходка «пусек» в ряде городов привела к усилению охраны религиозных объектов полицией и добровольцами. Но являются ли ульяновские кресты и часовни религиозными объектами, не совсем ясно. Стоят ли они на муниципальной земле и принадлежат городу? Если это так, то каким образом это возможно? Ведь муниципальное образование город Ульяновск не является религиозной организацией или общиной. Будут ли эти объекты охраняться как религиозные?

Не так давно схожие вопросы звучали в обсуждении вокруг часовни в муниципальной школе – в Мариинской гимназии. Означает ли теперь, что родители, выступавшие против часовни, богохульствовали со всеми вытекающими из этого последствиями?

Возможно и это не столь важный вопрос по сравнению с тем, где и на какие средства в Ульяновске собираются возрождать Троицкий собор. Можно представить себе резонанс в случае, если губернатор Сергей Морозов попробует инициировать это строительство вновь. Если в прошлый раз он получил сопротивление интеллигенции, то после дела Pussy Riot государственная инициатива строительства храма натолкнётся на массовое недовольство жителей города, чьи проблемы не решаются десятилетиями.

Муниципальные выборы
В октябре предстоят выборы депутата Городской Думы по Железнодорожному одномандатному избирательному округу №2 на место Вадима Харлова. Имеется четыре кандидата. Главной интригой было возможное противостояние известного претендента на власть Сергея Герасимова и бывшего главного медийщика области Сергея Давыдова, выдвинутого от «Единой России». К большому сожалению, схватки не произошло, так как Герасимов в очередной раз, заявив о своём участии в выборах, не предпринял необходимых действий, чтобы принять в них участия.

В чём была интрига? Наблюдатели ждали, что снижение популярности «Единой России» окажет решающее влияние на результаты голосования и Сергей Давыдов при всём административном ресурсе уступит Герасимову. Кстати, по данным недавнего соцопроса в российском обществе произошёл перелом в отношении к правящей партии: она утратила большинство, не считающее её «партией жуликов и воров». Сами партийцы даже отказались от идеи судиться с Алексеем Навальным по поводу придуманного им оскорбительного ярлыка.

Но вот никакой интриги теперь нет. Давыдова ждёт триумф. Админресурс задействован, а главный соперник сошёл с дистанции. Собственно, ничего нового в такой ситуации нет. У нас все выборы проходят по такой схеме, когда единственным соперником часто бывает только технический кандидат. Интрига заключается теперь лишь в том, чтобы выяснить, насколько жители Киндяковки любят или не любят «Единую Россию».

Заслуги оппозиции в итоговом раскладе, скорее всего, не будет: за годы безальтернативных выборов она вычищена от активных и способных элементов, а те «оппы», которые, действительно, стремятся к власти, не считают нужным принимать участие в выборах.

Оппозиция
Зато крайняя оппозиция Ульяновска совершенствует другие легальные способы борьбы. Но не борьбы за власть, а борьбы с властью. Под занавес недели молодые «несогласные» во главе с Константином Трошиным решили устроить «импичмент» некоторым городским чиновникам и лично главе города Марине Беспаловой.

Поводом стал отказ санкционировать очередную уличную акцию сторонников свободы собраний в Ульяновске. Обвиняют в отказе конкретно городского чиновника Агалара Нурова, который отвечает за связи с правоохранительными органами и общественными объединениями. Его хотят привлечь к ответу по всей строгости закона, включая строгость Уголовного кодекса. Претензии распространяются и на Марину Беспалову, которую обвиняют в «закручивании гаек» после эры либерализма при Александре Пинкове и грозятся отправить в отставку. Обо всём этом пишет блогер Игорь Корнилов, взявший на себя роль рупора оппозиции в этой истории.

Усомнимся в перспективах уголовного преследования кого-либо из городской администрации по политическим мотивам. Сейчас в моде преследования за коррупцию, что явствует из угроз, рассыпаемых главой города перед чиновниками. Такая малость, как «Стратегия-31» руководителей города не интересует. Не интересует она и жителей города. Однако, как показывает практика сегодняшнего дня, у оппозиции есть множество шансов бороться с существующим режимом с помощью им же созданных законов и репрессивных механизмов. Благо наши законодатели редко думают над документами, принимая законы часто идиотического содержания, бьющие напрямую по ним самим и усиливающие оппозицию. Чего стоят только бурления последних дней вокруг новой цензуры, под которой подпадают почти все отечественные мультфильмы и книги. Оппозиционерам нужно лишь немного подучиться, чтобы использовать прямые и косвенные возможности принимаемых против них законов.

Взаимодействие власти и общества
О том, что властные круги доходят до крайних форм самоуничтожения помимо законотворчества, говорит и масштабное поспешное создание институтов-симулякров. На этой неделе твиттер облетела новость, что в Ульяновской области всё-таки появилось «Открытое правительство». Также на неделе обсуждались контуры нового масштабного проекта по диалогу граждан и власти – Гражданской ассамблеи, которая приходит на смену Общественной палате, но не уничтожает её. Ещё более феерично появление в Ульяновской области «министерства электронной демократии».

Даже беглый семантический анализ фраз, содержащих названия новых институтов, говорит о росте профессионального кретинизма чиновников. Кажется, сами создатели новых структур не могут объяснить назначение каждой из них, не говоря уже о мало-мальски внятном объяснении того, как это всё будет работать в системе и обеспечивать коммуникацию власти и общества. И зря Игорь Корнилов обвиняет самого открытого министра области Татьяну Кириллову в злом умысле по отношению к оппозиционерам. Существующей власти не до коварства и подлости: она занята возведением, или, скорее, нагромождением бессмысленных конструкций. Такая активность, как правило, ведёт к падению авторитета власти под тяжестью собственного «креатива». А это весьма актуально в свете начинающегося нового политического сезона.

Индекс Улпрессы
Чтобы начать новый сезон, мы решили подвести итоги проекта «Темы и люди», то есть итоги весенне-летнего политического сезона. Вместе с анализом событий отпускного периода итоговые данные будут положены в основу нового рейтинга медийных персон Ульяновска – «Индекса Улпрессы». Механизмы его расчёта мы раскроем в ближайшие недели, а пока итоги раздачи «бонусов» и «фолов» в апреле-июне этого года.

Рассматривая два параметра – упоминаемость в сюжетах и нашу оценку – можно выделить несколько групп действующих лиц.

Группа лидеров рейтинга, которых мы упоминали наиболее часто в позитивном ключе (в порядке рейтинга):
1. Губернатор Сергей Морозов
2. Сити-менеджер Александр Букин
3. Министр искусств и культурной политики Татьяна Мурдасова
4. Оппозиционер Константин Трошин
5. Зампред Николай Доронин

Группа анти-лидеров, имеющих большое количество негативных оценок (в порядке наибольших отрицательных баллов):
1. Глава Ульяновска Марина Беспалова
2. Глава кадровой службы областного правительства Татьяна Морозова
3. Глава городского управления образования Ольга Мезина
4. Молодогвардейка Анна Позднякова

Группа активных, но противоречивых по оценкам деятелей:
1. Бывший зампред Андрей Силкин
2. Блогер Александр Кошелев
3. Зампред Светлана Опёнышева

В группу позитивных, но не очень активных участников общественной жизни Ульяновска вошли (в порядке хронологии)
1. Бывший областной чиновник Александр Иванов
2. Депутат Михаил Родионов
3. Эколог Наталия Лазарева
4. Блогер Антон Хащенко
5. Политолог Нина Дергунова
6. Политтехнолог Дмитрий Ежов
7. Депутат Госдумы Владислав Третьяк
8. Горожанин Марат Шакиров
9. Женская интернет-активистка Анна Немоляева
10. Создатель «Усадьбы колобка» Андрей Натариус
11. Гражданская интернет-активистка Арина Чайковская
12. Депутат ЗСО Вячеслав Алексейчик
13. Айтишник Лев Валкин
14. Айтишник Руслан Фазлыев
15. Айтишник Камиль Калимуллин

В группу малоактивных участников общественной жизни Ульяновска с негативными оценками вошли (в порядке хронологии):
1. Бывшая глава управления образования Ульяновска Людмила Соломенко
2. Блогер Хамло Трамвайное
3. Областной чиновник Сергей Прозоров
4. Депутат ЗСО Эдуард Шабалин
5. Бывший министр Михаил Шканов
6. Областной чиновник Руслан Гайнетдинов
7. Областной чиновник Николай Маркин
8. Уполномоченный Александр Павлов
9. Городской чиновник Дмитрий Сафронов
10. Депутат ЗСО Александр Кругликов
11. Судья Екатерина Трофимова
12. Глава полиции региона Андрей Ларионов

Напомним, что оценки ставились только за самые яркие дела и мнения, которые имели чёткую модальность. Холостую активность мы старались не замечать. На наш взгляд, есть над чем подумать участникам всех групп. Кому-то изменить активность, кому-то стиль работы и материалов. Есть что проанализировать и постоянным читателям Улпрессы. Первый же беглый взгляд выявляет некоторые закономерности медийной жизни ульяновской прессы.

Оставайтесь с нами. Мы постараемся создать более тонкий инструмент объективной оценки, чем статистика наших субъективных мнений – «Индекс Улпрессы». Уже этой осенью.