«Акт Магнитского», одобренный профильными комитетами в обеих палатах Конгресса США, может быть принят уже этой осенью. Европа не осталась в стороне: в начале июля Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла «резолюцию Магнитского», которая также призывает власти стран-членов этой организации вводить визовые санкции против лиц, ответственных за смерть Магнитского и другие грубые нарушения прав человека в России, и замораживать их активы в этих странах. Российский МИД, как известно, пригрозил «жестким ответом», а Госдума пообещала в этом случае принять симметричный список для иностранцев, которые ущемляют права россиян за рубежом. Принятие «списка Магнитского» омрачит России ее «вставание с колен», как его понимают псевдопатриоты, но всем честным гражданам, думается, следует приветствовать принятие такого списка, а также аналогичных ему по другим делам, связанным с нарушениями прав человека на фоне коррупции.

Обычно, оценивая последствия принятия «списка Магнитского», аналитики обращают внимание на внутриполитический фактор. Поскольку список осложнит жизнь тем, кто привык воровать в России, но тратить наворованное за границей, список может вызвать недовольство части прокремлевской элиты, внесет в нее раскол, в результате власть в России должна будет либо смениться, либо, по крайней мере, сильно обновиться с пользой для демократии. Но даже если мы недооцениваем способность кремлевской бюрократии к сплочению, остается экономический фактор, который действует медленно, но верно.

Люди из списков, подобных «списку Магнитского», лишенные возможности вывозить и легализовывать на Западе все отнятое и награбленное, все эти распильщики и откатчики, задумаются, куда девать такую прорву денег. Им просто придется сберегать или инвестировать все это внутри страны. Как следствие, они будут заинтересованы в сохранности своих активов, захотят гарантий своих вложений, тогда как сегодня о неприкосновенности частной собственности в России говорить не приходится. Лучшая гарантия вложений – это игра по правилам, установленным для всех, то есть реально действующие законы, правовая культура. Таким образом, новые элиты потихоньку будут стремиться к верховенству закона и начнут воздействовать на власть, подталкивая ее в этом направлении. Это похоже на новую волну первоначального накопления капитала: вчерашние бандиты, сколотив капитал, на следующем этапе стремятся «выйти во дворянство», получить общественное признание, легализоваться в общественном мнении. Они меняют золотые цепи на смокинги и бабочки, становятся внешне респектабельными бизнесменами, а их дети и внуки, выросшие в цивильной среде, уже практически не отличаются от прочих цивилизованных граждан. Другими словами, достаточно подробные «списки» могут привести к мирной эволюции режима, который будет двигаться к большей предсказуемости по чисто экономическим причинам, из одного лишь денежного интереса новых элит.

«Список Магнитского» полезен в первую очередь России, хотя польза проявится только со временем. Для этого должна появиться целая череда списков, куда следует включить всех следователей, фальсифицировавших уголовные дела, всех судей, которые выносили неправосудные приговоры, всех чиновников, которые имели отношение к коррупционным сделкам, и силовиков, которые применяли пытки. Должны появиться список Ходорковского-Лебедева, список Алексея Козлова, списки всех безвинно посаженных или убиенных. (Единственное, о чем следовало бы позаботиться – чтобы списки были достаточно «чистыми», выверенными, чтобы туда не попали непричастные к коррупции и нарушениям прав человека.) Жулики и воры получат сигнал: вам в цивилизованном обществе не место. Если фигурантам этих списков будет запрещено инвестировать в любые легальные активы, запрещено пользоваться благами западной цивилизации, включая обучение детей, отдых на элитных курортах и осмотр архитектуры древних европейских городов, тогда им ничего не останется, как устроить Запад в своей стране. Все произойдет практически по Марксу с его учением о базисе и надстройке: базис – капиталы, которые надо вложить и преумножить, надстройка – общественная система, которая этому способствует, со всеми ее атрибутами: независимый суд, верховенство права, честные выборы, свободные СМИ и т.д. Недаром же американцы назвали свой законопроект Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2011, то есть «Акт имени Магницкого о подчинении принципу верховенства права» (кстати, в английском языке «закон» и «право» переводятся одним и тем же словом law, что о многом говорит).

Возможно, это предложение кажется слишком радикальным, но меня извиняет то, что порядочные люди в эти списки не попадут и от санкций никак не пострадают. Самое худшее, если в отместку власть придумает для своих граждан какую-нибудь гадость: запустит новый виток репрессий, приспустит «железный занавес». Остается надеяться, что в России уже сформировался средний класс ­– люди, которые привыкли к тому хорошему, что принесла либеральная реформа: приличный автомобиль, отдых в Испании или Италии, пусть даже в Турции, лишь бы «все включено», концерт Маккартни в Москве, поездка на чемпионат мира по футболу или Олимпиаду в Лондоне. Этим людям трудно будет объяснить пользу «железного занавеса» и благих намерений репрессивной власти.

Роль Европы в том, что касается «списков», представляется даже более важной, чем роль США, потому что наши жулики и воры, как ни странно, считают себя европейцами, тянутся к Европе, здесь покупают дома, сюда ездят на отдых, стремятся именно к этой цивилизации. Поэтому принятие «списков» странами Евросоюза произведет даже более сильный эффект, чем американский «Акт Магнитского».