То, как ульяновские чиновники способны лихо приспособить в своих интересах даже космические спутники, очень наглядно иллюстрирует история внедрения в общественный транспорт Ульяновска системы ГЛОНАСС.
Сегодня 130 городских автобусных маршрутов обслуживают 26 перевозчиков. Ранее были расторгнуты договоры с 6 перевозчиками, которые не захотели или не смогли по финансовым причинам установить в своих машинах систему слежения. В конечном итоге на сегодняшний день все 1580 автобусов ульяновского общественного транспорта (или 100% машин) оборудованы системой ГЛОНАСС.
Однако среди 26 равных перед законом перевозчиков в Ульяновске все-таки нашелся более равный. Это скандально известное ОАО «ПАТП-1». Если все перевозчики включены в ГЛОНАСС через систему «АСК+», которая общедоступна (а значит, в принципе, любой желающий может через свой компьютер зайти в эту систему и получить информацию о работе городского транспорта в режиме он-лайн), то с ПАТП-1 все не так просто. На сегодняшний день система слежения предприятия подключена к ГЛОНАСС как индивидуальная. То есть для того, чтобы увидеть работу автобусов в режиме реального времени, нужно приехать на это автопредприятие, и, только после разрешения руководства, получить доступ к просмотру индивидуальной навигационной системы. При таком условии отслеживать работу атобусов этого предприятия, которые закупались на деньги налогоплательщиков, не может не только рядовой гражданин, но даже чиновники.
Выходит, что все годы, пока тянулась эпопея по внедрению ГЛОНАСС, а ПАТП-1 выступало как застрельщик и передовик этого процесса, ульяновским налогоплательщикам просто «вешали лапшу на уши» об эффективности системы? При некоторой корректировке условий, при небольшой ловкости при подключении, с ведома мэра Пинкова, как председателя Совета директоров ПАТП, работа автобусов, закупавшихся вне конкурса, оставалась вне всякого контроля со стороны общественности. Работу водителей могло контролировать только руководство ПАТП, возглавляемое ставленником Пинкова Борисом Боровым. Это было очень удобно для того, чтобы отслеживать каждый шаг водителей и не выплачивать им обещанную зарплату, а беспощадно штрафовать. Вот и бежали они оттуда. Простой автобусов устраивал руководителей ПАТП, поскольку это позволяло снижать расходы предприятия. А себе руководство могло выписывать официальную ежемесячную зарплату в размере до 100 тыс. рублей. О том, сколько господин Боровой получал неофициально, история и прокуратура умалчивают. Прежде всего, потому, что нынешнее законодательство многое позволяет руководителям получастных – полу государственных предприятий. Конечно, при согласии членов Совета директоров. А он явно не возражал. Подчиненный Пинкову председатель комитета по транспорту мэрии Константин Иваненко, вне всяких сомнений, знал о специфике использования ГЛОНАСС в ПАТП-1, но об этом помалкивал.
Поскольку за самим Боровым и его окружением никакого контроля ни из космоса, ни из мэрии не было, они развернулись во всю ширь. На все вновь поступившие в ПАТП-1 автобусы сразу закладывались в смету предприятия по 6 млн. рублей на их ремонт. А на эту статью расходов можно списать практически любые средства. Имея долги только за ГСМ в 40 млн. рублей, руководство ПАТП-1 щедро раздавало кредиты посторонним организациям и не настаивало на погашении долгов. Частные предприятия, арендующие помещения на территории ПАТП-1, смело не вносили арендную плату. Легко догадаться, что такое долготерпение руководства каким-то образом тоже подпитывалось дремучими должниками. При этом основная рабсила предприятия, водители, получали копейки.
Даже после того, как господин Пинков в декабре 2011 года бежал с поста мэра Ульяновска в кресло вице-губернатора области, после того, как в начале февраля 2012 года лично Главой Ульяновска Мариной Беспаловой и губернатором Сергеем Морозовым были обнародованы факты финансовых махинаций в ПАТП и директора Бориса Борового «ушли» с поста, ГЛОНАСС продолжает действовать в прежнем режиме недоступности.
При этом машины 25 других перевозчиков, оборудованные системой слежения, доступной каждому желающему, постоянно находятся под контролем. По информации председателя комитета транспорта Ильдуса Юсупова, только с января по июль 2012 года сотрудники комитета составили 22 акта и 19 претензий за нарушения требований договорных обязательств.
В конце августа председатель комитета по транспорту Ильдус Юсупов заявил, что в отношении руководства ПАТП-1, наконец-то, составлен акт о нарушении договорных обязательств, и в течение 10 дней будет выдано предписание об обязательном интегрировании нынешней индивидуальной системы слежения ПАТП -1 в общегородскую систему. Юсупов надеется, что в течение сентября предписание исполнят. Однако управленцы из автотранспортного предприятия всегда смогут найти десятки уважительных причин в силу которых они, в принципе не отказываясь от исполнения, пока не могут выполнить предписанное. Это может тянуться месяцами. Значит, ПАТП-1 сможет еще долго оставаться почти невидимым.
Юрий КОРАБЛЁВ