Уже давно замечено: у пешехода и автомобилиста принципиально разная психология. Отсюда и негласная война, которая ведется на наших дорогах между этими участниками движения. Можно, конечно, обвинить меня в том, что страшно я далек от народа, так как четыре колеса предпочитаю двум ногам. Но я убежден, что лояльность к пешеходам в нашей стране перешла все границы. Особенно в сравнении с драконовскими законами для водителей.

Что я имею в виду? У нас как-то так повелось, что пешеходы могут пересекать проезжую часть в любом месте. И плевать, что на шестиполосной дороге пешехода не всегда можно быстро заметить и успеть затормозить. Граждане бегают и через плотные ряды машин, и на запрещающий сигнал светофора. Многие молодые мамы, задумав перейти дорогу, вначале с патологическим упорством выталкивают вперед из-за автобуса коляску с ребенком, а уже потом выглядывают сами. Проверяют?

Не столь давно у меня случился спор с коллегой-журналисткой. Она доказывала мне, что нерадивых автомобилистов надо жестко наказывать – вплоть до того, чтобы сажать в тюрьму за нарушения Правил дорожного движения, даже не связанные с причинением вреда здоровью, а также конфисковывать машины. «Надо добиться того, чтобы у нас было, как в Германии, – там водители очень дисциплинированные», – настаивала собеседница.

Да, со смертностью и травматизмом на дорогах в России сложилась тяжелейшая ситуация. Но у нас почему-то борются только с автомобилистами. Для них ввели высокие штрафы и административный арест, на них устраивают засады гаишники, их едва ли не на каждом углу фиксируют видеокамеры. Господа, я тоже являюсь сторонником жестких мер, направленных на регулирование дорожного движения. Но где в этой системе другое звено – пешеход?

Да, за переход дороги в неположенном месте положен штраф – 200 рублей. Но вспомните, пожалуйста, когда за это штрафовали вас или ваших знакомых пешеходов. Практически ежедневно мы видим одинаковую картину: пешеходы злостно нарушают ПДД, а стоящие рядом инспекторы закрывают на это глаза. Штраф ведь мизерный. Это же не водитель, который в России стал без преувеличения «дойной коровой».

Если уж мы хотим, чтобы у нас было, как в Германии, то давайте отучать пешеходов переходить дорогу на красный свет и не по «зебре». Или пусть отдают на штрафы всю зарплату. Давайте признаемся, что и пешеходы вносят свой вклад в страшные показатели аварийности. Ведь когда человек попадает под колеса машины, далеко не всегда в этом виноват водитель. Подчас он просто физически не в состоянии что-либо сделать. Однако и следствие, и суды при таких разбирательствах предпочитают отталкиваться от постулата, что «автомобиль – источник повышенной опасности», признавая водителя виновным.

Меня, например, поразила ситуация: минувшим летом в Ульяновске сотрудник полиции насмерть сбил малолетнего ребенка. Водитель был трезвый, ПДД не нарушал, а малыш на проезжей части оказался по вине пьяных родителей, которые, судя по всему, о ребенке попросту забыли. В итоге полицейского уволили из органов внутренних дел – дескать, блюститель порядка, а затормозить не сумел. Но вот справедливо ли такое решение?

Я уверен на 100%, что воспитать пешеходов можно точно так же, как воспитали автомобилистов. Ведь стали же мы пристегиваться ремнями безопасности и останавливаться у «зебр»… Так почему нельзя заставить соблюдать Правила дорожного движения тех людей, которые передвигаются на своих двоих? Ответственность должна быть обоюдной. Пока же получается игра в одни ворота, когда не прав всегда тот, кто за рулем.