Последняя кампания по сдаче Единого госэкзамена, что называется, “аукнулась” двум учительницам из Ульяновска. Женщин обвинили в том, что они разрешили школьнице сфотографировать задание ЕГЭ на мобильный телефон.

Скандал, о котором говорят сразу в трёх школах Ульяновска, штраф, размером в несколько учительских зарплат и испорченный отпуск. С мрачными мыслями об этом начался учебный год для преподавателей Лидии Мочальновой и Елены Чайниковой.

В конце мая они следили за проведением Единого государственного экзамена по истории. Одна из школьниц пронесла в класс мобильный телефон, сфотографировала задание, после чего снимки оказались в Интернете. По ним выпускницу вычислили, результат экзамена аннулировали, а учителей обвинили в том, что всё это произошло с их молчаливого согласия.

“Иначе сфотографировать контрольно-измерительный материал невозможно. Поскольку, если ребёнок выходит по какой-то необходимости из самой аудитории, где идёт сдача экзамена, контрольно-измерительный материал сдаётся организатору. То есть это можно было сделать только в аудитории и только лишь с какого-то определённого расстояния, для того, чтобы КИМ можно было сфотографировать”, – рассказал заместитель министра образования Ульяновской области Иван Мельников.

В областном Минобразования посчитали, что в небольшом классе, где было всего 13 школьников, невозможно не заметить, как кто-то использует мобильный телефон. А на специальных обучающих семинарах педагогов предупреждали о совместной ответственности тех, кто списывает, с теми, кто позволяет это делать.

Учителя возражают. Ни на какие семинары их не приглашали. Обыскивать детей перед экзаменом и в ходе него запрещено. А за 4 часа, отведённые на выполнение задания, те, кто хотели незаметно воспользоваться “мобильником”, могли это сделать без труда.

“Стол-то, после того, как экзаменационный материал раздали, был весь заполнен. И если они, допустим, положили этот же телефон под эти же бумаги – ясное дело, мы могли это и не увидеть”, – говорит учитель математики гимназии №79 города Ульяновска Лидия Мочальнова.

Следуя инструкции, учителя находились в разных концах аудитории. Но, по их словам, не могли всё время неотрывно наблюдать за выпускниками. Нужно было отвлекаться на оформление документов.

“В тот момент, когда я внимательнейшим образом заполняла документацию, я никак не могла одновременно и заполнять документацию, и следить за детьми. Это, естественно, мне не под силу”, – сказала учитель химии школы №17 города Ульяновска Елена Чайникова.

Оба преподавателя настаивают на том, что у них не было мотива “закрывать” глаза на такое поведение ученицы. До экзамена они никогда не видели эту школьницу. Кто стал бы рисковать своей репутацией из-за выпускницы другого учебного заведения?

Но мирового судью, все эти доводы не убедили. Он вынес решение оштрафовать каждого педагога на 20 тысяч рублей. Лидия Мочальнова и Елена Чайникова убеждены, что их наказывают в назидание остальным. Каждый раз проведение ЕГЭ оборачивается скандалами по поводу “списывания”, и чиновники, таким образом, шлют предупреждение всем остальным преподавателям.

“Получилось так, что мы оказались, действительно, крайними, которых стоит наказать. И наказать по всей строгости закона”, – говорит Лидия Мочальнова.

Колоссальный, по меркам педагогов, штраф – это полбеды. Разразившийся скандал не мог не отразиться на их профессиональном авторитете. Преподаватель математики Лидия Мочальнова признаётся, что впервые за 38 лет работы ей страшно появляться в школе из-за возможного осуждения. Многие её ученики знают о происшествии и мнения о том, можно ли списать так, чтобы учитель не заметил, разделились.

“Сейчас это всё свободно: по Интернету, по СМС можно достать ответы любые. Но это зависит от человека и характера”, – убеждена ученица 10 класса Анна Тарасова.

“На уроке списать? Нет, обычно все шпаргалки сразу замечаются очень быстро”, – сказал ученик 10 класса Владислав Рачков.

“Лидия Николаевна и так даёт достаточно знаний, и она навряд ли бы сделала поблажку в этом случае. Она, наверное, просто не заметила, как любой человек может не заметить такого”, – говорит ученица 10 класса Ирина Фомичёва.

При этом школьники единодушны в том, что наказывать за списывание на экзамене нужно не учителя, а выпускника. И многие взрослые с ними согласны.

“Учителя, на мой взгляд, если и виноваты, то незначительно. Потому что у них нет тех прав, как у милиционера, что называется, пресекать это. И они не могли пресечь это нарушение. Поэтому в первую очередь виноваты родители”, – считает Константин Долинин, руководитель общественной организации “Родительское собрание”.

Кто на самом деле виноват и что делать, чтобы подобное не повторилось – ещё только предстоит выяснить. Оба учителя подали кассационную жалобу в районный суд, который в скором времени сделает попытку разобраться в этом деле.