Анатолий ВИННИК и греко-римская борьба – между ними в Ульяновской области можно смело ставить знак равенства, ибо в нашем регионе этот вид спорта без этого имени представить уже невозможно. Как и имя без вида спорта. В воскресенье, 9 сентября, Анатолию Ивановичу исполнилось 75. С чем его от имени всех ульяновцев и поздравляет “ЧЕМПИОН”.
– Анатолий Иванович, вы родились в 37-м году. Именно в тот день, когда по всей стране, и в частности в Ульяновске, начались расстрелы по уголовным делам священнослужителей. Некоторые историки полагают, что именно это стало началом самых масштабных репрессий сталинского времени. Коснулись ли репрессии вашей семьи?
– Я отца потерял рано. Мне два года было всего. Это шел 1939-й. Но он не был расстрелян по сфабрикованным делам, а геройски погиб во время боев на Халкин-Голе. Мы об этом узнали на острове Путятин в Приморье на берегу Охотского моря, где я и появился на свет. После того, как папы не стало, мама, брат, сестра и я переехали на ее родину, в Ростов. Там мы застали и начало Великой Отечественной войны. Оказались в оккупации. Сам я этого не помню, маленький был, но мама рассказывала. А вот были ли в нашей семье репрессированные, она не говорила. Скорее всего, их у нас и не было. Повезло! Ведь говорят же, что репрессии не обошли стороной не одну советскую семью… Еще очень хорошо помню весну 1953 года, когда умер Сталин. Я как раз учился в ремесленном училище в Ростове. И 5 марта, в день смерти Вождя народов, нас как раз принимали в комсомол. Это единственное, что меня лично связывает с именем Иосифа Виссарионовича.
– У вас осталась ностальгия по Советскому Союзу?
– С тех времен я очень полюбил советское кино. Оно более жизненное,что ли. В молодости часто ходил в кино. Да и сейчас поставь мне любой старый фильм, буду смотреть с удовольствием и не отрываясь. Нынешние сериалы не нравятся из-за перекоса в сторону стрельбы и убийств на экране. Я давно уже не хожу в современные кинозалы. И”кухонные дебаты” не для меня. На кухне же тесно. В моей квартире у меня самое любимое место – зал. Здесь я принимаю гостей, провожу много времени. Здесь мой любимый телевизор, наконец. Я вообще очень люблю смотреть телевизор. Иногда даже это занятие отнимает у меня непозволительно много времени. Из всех телеканалов предпочитаю “Культуру”. С удовольствием смотрю передачи о природе и исторические телепроекты. Понравился сериал “Жуков”. Чуть меньше – исполнитель главной роли. Для меня лучшим маршалом Жуковым в кино был и останется Михаил Ульянов. Он даже внешне больше на него похож.
– Если бы не греко-римская борьба и спорт, кем бы вы стали?
– В детстве я мечтал стать машинистом. Так что, если бы не спорт, водил бы поезда. А вот путешествовать не очень люблю. В свое время наездился по соревнованиям и Олимпиадам. Поэтому с уверенностью могу сказать: лучше России страны нет. Еще у меня есть старенькая машинка, ей десять лет уже, но я предпочитаю ходить пешком.
– Легко ли сейчас живется пенсионеру Виннику?
– Я хоть и пенсионер, дома с 1997 года ни дня не сидел. Лукавить не буду, ощущаю себя на свои 75 лет. Это серьезный возраст. И он дает о себе знать: то тут болит, то там трещит. Но в целом чувствую себя неплохо. Работаю. На тренировках помогаю спортсменам в меру сил. Считаю, что работать надо до конца, пока здоровье позволяет. Я – почетный гражданин города и Ульяновской области. И это не пустой звук. Эти регалии дают мне положение, уважение и прибавку к основной пенсии в 14 с половиной тысяч рублей. Как почетный гражданин города получаю пять тысяч рублей. И еще десять тысяч – как почетный гражданин Ульяновской области. Хорошее материальное подспорье. Плюс еще 20 тысяч от области за подготовку олимпийских чемпионов. Так что по современным меркам я – состоятельный российский пенсионер.
– Осваиваете современные Интернет-технологии?
– С Интернетом не дружу. Вообще пользоваться компьютером не умею. Из всей техники хорошо разбираюсь только в автомобилях. Лучший отдых для меня – это “тихая охота” в лесу. Я – грибник со стажем. Так что, кроме борьбы, можно сказать, мне нет равных только в собирании грибов. Всегда нахожу грибные места. В этом я, пожалуй, профессионал. Сам их не ем, но прогулки по лесу в поисках грибов для меня – ни с чем не сравнимое удовольствие. Тут я азартен. Люблю поиграть в преферансик. Больших сумм на кону в нашей компании преферансистов не бывает, ставки щадящие. Для нас важнее – процесс. Но при этом я не транжира. Может быть, потому, что всем семейным бюджетом в нашей семье распоряжается жена, она и банкует. В нашем семейном “преферансе” она одна знает прикуп. Очень люблю юмор. Но тут я больше слушатель. Кстати, на праздновании 40-летия комсомола в ленинградском цирке оказался в одной компании с Юрием Владимировичем Никулиным. Он был в центре внимания. Уже тогда знал огромное количество анекдотов и рассказывал их не переставая. Я просто заслушался.
– Наверняка у вас много свободного времени для книг?
– Увы, читаю только газеты. Из книг исключение составляет лишь серия “Жизнь замечательных людей”, которую я прочитал полностью. Особенно про революционеров и полководцев Великой Отечественной: Дыбенко, Рокоссовского, Жукова.
– А еще вас однажды записали в братья бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова…
– Накануне 1 апреля 1997 года,когда Москва готовилась праздновать 850-летие, а я уходил на пенсию, мне позвонили мои друзья-ульяновские журналисты: “Анатолий Иваныч,как у вас с юмором?” “Нормально”, – отвечаю. А потом вышла статья о моем сходстве с бывшим мэром столицы. Многие даже поверили, что мы с ним родные братья, которые потерялись много лет назад. Мы с Юрием Михайловичем никогда не встречались,хотя много раз в Москве в метро на меня с интересом оборачивались. Я же и кепку стал носить задолго до Лужкова. Однажды даже две женщины поинтересовались: не родственники ли мы с Юрием Михайловичем. Я отшутился, что мы родные братья, и ретировался.
– Вы говорили, что много поездили по миру. Никогда не хотелось уехать в какую-нибудь более стабильную страну?
– Ну был я в этой Америке, на Олимпиаде в Атланте. Да – хорошо, да – красиво. Но система жизненных ценностей там совсем другая. Не могу понять, чего все туда так стремятся. Я десять дней продержался и заскучал страшно по своей стране. Вот честно предложили бы мне там дом,работу – ни за что бы не согласился. Несмотря на свой азарт, ни”однорукие бандиты”, ни рулетка меня в США не заинтересовали, мимо прошел.
– Как оцениваете четвертое место российских олимпийцев в Лондоне?
– А чего хотеть от ребят, если вообще спорт в России не развивается на должном уровне? В Советском Союзе и спортивных обществ хватало, и детско-юношеские спортшколы при них работали. Много отличных тренеров работало с молодежью. Пионерская и комсомольская организации реально пропагандировали спорт. Не
на словах – на деле. Был большой охват занимающихся, у мальчишек и девчонок был выбор. Физкультуру и спорт обширно рекламировали на телевидении, радио, в школах и в местах массового отдыха. Сегодня массовость упала, достойные результаты показывают единицы,тренеры в массе своей работать не хотят, оправдываясь небольшими зарплатами. А главное – ушел коллективизм, который – большая сила. Все живут разрозненно, сами по себе. И в спорте тоже. Но делаем вид, что все нормально… Но не хочется о грустном… На свой 75-й день рождения собрал друзей-гостей в ресторане. Я не любитель праздновать свои дни рождения. И из грядущего праздника не хотел делать торжества регионального масштаба. Но губернатор Морозов и глава города Беспалова уговорили, позвонили и сказали “Надо!” Я подумал и согласился. Из моих любимых блюд были заливные судак и стерлядочка. Приятно, что моя дата совпала с Международным днем красоты. Я люблю все красивое. Могу заглядеться на красивую женщину на улице. Нравятся красивые цветы. Люблю, когда дома меня окружает красота, особенно живопись…
Ярослав ЩЕДРОВ