Комитет по промышленности, строительству, транспорту, связи, ЖКХ и ТЭК Законодательного Собрания Ульяновской области подготовил информацию о введении на территории РФ социальных норм потребления коммунальных ресурсов, переход на которые запланирован Правительством Российской Федерации поэтапно, начиная с 2013 года. Введения таких норм требует указ Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 7 мая 2012 года. Согласно указу, Правительство РФ должно до конца сентября этого года разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, предусмотрев при этом компенсационные меры для одиноких пенсионеров, проживающих в квартире не менее 10 лет. В настоящее время уже подготовлен соответствующий проект распоряжения Правительства РФ и проект комплекса мер. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте Министерства регионального развития Российской Федерации по ссылке http://www.minregion.ru/documents/draft_documents/1920.html. Социальная норма коммунальных услуг предполагает дифференциацию тарифов с учетом минимально необходимого и сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов гражданами. Оплата услуг в рамках социальной нормы потребления будет осуществляться по более низким тарифам, сверх социальной нормы – по более высоким. По планам Минрегионразвития, переход на новую модель начнется с тарифов электроснабжения, а позже распространится на другие виды услуг. По мнению Олега Говоруна, Министра регионального развития РФ, в долгосрочной перспективе это нововведение должно стимулировать установку приборов учета и воспитывать у потребителей «энергоэффективное поведение». Также одной из целей нововведения является сокращение перекрестного субсидирования в электроэнергетике, что будет способствовать улучшению условий для развития промышленности, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, несущих в настоящее время основную нагрузку перекрестного субсидирования. Предполагается, что разница социальных и сверхнормативных тарифов будет устанавливаться на региональном уровне в зависимости от объема перекрестного субсидирования, но Минрегион может ввести федеральный стандарт, по которому высокий тариф не сможет превышать низкий более чем на 50%. Хотя конкретные цифры еще не определены, эксперты считают, что размер месячной социальной нормы потребления электроэнергии на одного человека может составить около 65–70 киловатт-часов. Планируется, что расчет социальной нормы будет производиться с учетом региональных особенностей, климатических зон, а также с учетом интересов социально незащищенных групп населения. Опробовать новую схему оплаты электроснабжения планируется в нескольких пилотных регионах. Их перечень будет известен в октябре 2012 года. Предположительно, в каждом из федеральных округов будет выбран один пилотный регион. С 2014 года планируется внедрить социальную норму на электроснабжение уже во всех регионах. Опыт дифференциации тарифов для населения в зависимости от объемов потребления электроэнергии уже имеется в ряде регионов, например, во Владимирской области. Здесь эксперимент по внедрению социального минимума начался с установления порога в 50 кВт/ч. Позже порог был повышен до 65 кВт/ч. В эту норму уложилось 70% населения области, для оставшихся 30% оплата потребленной энергии сверх социальной нормы не вызывает сложностей. На конец 2013 года запланирована работа по законодательному обеспечению социальных нормативов потребления по услугам водоснабжения и канализации. Предполагается, что эти нормативы начнут внедряться с 2014 года. При этом разница между социальным и сверхнормативным тарифами предположительно составит 20-30%. Газоснабжение и отопление будут переведены на новую систему последними. Исполнение реформы в этой части будет отложено на несколько лет, поскольку будет увязано с системой капитального ремонта многоквартирных домов и установкой общедомовых приборов учета. |
|