Олег Фаличев
О «натовском монстре» на родине Ильича.
Вялотекущий скандал вокруг логистического центра альянса вот уже около года то утихает, то вспыхивает с новой силой. Одни говорят, что база НАТО – безусловное зло и ее размещение на нашей территории равноценно предательству национальных интересов, противоречит Конституции России. Другие объясняют факт ее наличия выгодным приобретением для экономики.

История вопроса
Если американцы начнут вывод своих войск из Афганистана (что намечается в перспективе), то им позарез потребуются надежные пути отхода. Таковых после резкого обострения отношений между США и Пакистаном, а также декларации бескомпромиссной борьбы с движением «Талибан» остается не так уж много. Потому и встал так остро вопрос о транзите через российскую территорию нелетальных грузов Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force – ISAF). Его предполагается осуществлять комбинированным способом с задействованием железнодорожного и воздушного транспорта. Ульяновск, находящийся на середине пути между Европой и Азией, подходит как нельзя лучше. Хотя окончательно этот вопрос на уровне правительств еще не решен. Но зададимся вопросом: зачем это нужно России и каковы условия транзита?

Базовой для решения вопросов транзита является резолюция Совета Безопасности ООН № 1386 от 2001 года, призывающая оказывать ISAF необходимую помощь, включая предоставление разрешений на пролет самолетов и транзит.

На саммите Совета Россия – НАТО в Лиссабоне 20 ноября 2010 года оформлены договоренности о распространении упрощенного порядка (как для обычных коммерческих грузов) на железнодорожный транзит нелетальных грузов ISAF из Афганистана.

В соответствии с поручением президента Российской Федерации № К-3038 от 9 августа 2011 года Министерством иностранных дел РФ совместно с ФТС, Минтрансом и ФСБ в прошлом году начата работа по подготовке упрощенного порядка транзита через российскую территорию (наземным и воздушным транспортом). Министерством иностранных дел сформирована делегация, включающая помимо представителей указанных структур (от Минтранса – это сотрудники Департамента международного сотрудничества, Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта, Росавиации, представитель министерства в Брюсселе), работников ОАО «РЖД» и группы компаний «Волга-Днепр».

Заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин поручил сформировать межведомственную рабочую группу под руководством прежнего министра транспорта Игоря Левитина для решения вопросов организации комбинированного (мультимодального) транзита.

Практические вопросы осуществления транзита рассмотрены в рамках экспертных консультаций с представителями Международного секретариата НАТО, которые состоялись 24 мая 2011 года в Москве, 22 июля 2011 года в Брюсселе, 22 марта 2012 года в Риге. Был обсужден спектр вопросов осуществления транзита грузов ISAF нелетального характера из Афганистана и в эту страну через российскую территорию, в том числе вопросы безопасности, таможенного оформления грузов, трассировок маршрутов, возможностей аэропортов, а также вопросы экспедирования грузов по территории Российской Федерации.

Конкретные решения

Для вывоза грузов из Афганистана существуют три основных маршрута: южный (автомобильным транспортом до пакистанского порта Карачи в Персидском заливе), центральный (через Иран и порты Кавказа и Турции в Европу), северный (авиационным транспортом до аэропорта «Ульяновск-Восточный», далее автомобильным транспортом до железнодорожной станции Верхняя Терраса, затем контейнерными поездами до латвийского порта Рига). В настоящее время в качестве наиболее приемлемого рассматривается именно последний. По итогам российско-натовских консультаций предварительно согласована следующая трассировка маршрута: аэропорт «Ульяновск-Восточный» авиационным транспортом – автомобильным транспортом до железнодорожной станции Железнодорожная – поездом в Ригу.

При проработке трассы были учтены имеющиеся в Афганистане ограничения по прямым воздушным схемам доставки грузов, заключающиеся в плохом развитии аэродромной сети (только четыре аэродрома имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием длиной более трех километров, что является необходимым для осуществления взлетов-посадок тяжелых транспортных самолетов типа «Боинг-747» или Ан-124) и недостаточном оборудовании в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО). К тому же большинство крупнейших международных авиакомпаний в настоящее время не осуществляет регулярных грузовых рейсов в Афганистан по причине существующих угроз для безопасности полетов.

Предлагавшийся первоначально натовцами Волгоград в качестве пункта перегрузки контейнеров с железнодорожного на воздушный транспорт был российской стороной отклонен по соображениям внутренней безопасности, а также невыполнения условий для приема тяжелой транспортной авиации в местном аэропорту. Взамен предложили упомянутый российский «Ульяновск-Восточный», который был назван российским перевозчиком ОАО «Волга-Днепр» в качестве оптимального варианта перевалочного пункта при доставке грузов по мультимодальной схеме транзита. Учитывались наличие железнодорожного терминала и складов временного хранения на территории аэропорта, таможенное сопровождение грузов на этапах перегрузки.

На экспертном уровне вопросы развития северного маршрута также были обсуждены в ходе международной встречи на тему «Трансформация северного маршрута в коммерческий проект – возвращение ради Афганистана», которая состоялась 7–8 мая 2012 года в Риге. В мероприятии приняла участие российская делегация из представителей ОАО «РЖД», ОАО «Трансконтейнер», групп компаний «Волга-Днепр» и концерн «Союзвнештранс». По информации представителей НАТО, основной задачей альянса при транспортировке грузов для Афганистана является в том числе снятие напряженности на южном маршруте. Основной грузовой путь через Пакистан с использованием морского порта Карачи с 2008 года испытывает серьезные ограничения, связанные с безопасностью и регулярностью осуществления перевозок. Эскалация внутри- и внешнеполитической напряженности в Пакистане, повышение активности движения «Талибан», включая рост партизанских атак на колонны автотранспортных средств, ставят под угрозу функционирование всего южного маршрута. Кроме того, определенный риск представляет напряженность ситуации, связанной с Ираном, и ее возможная эскалация, что также затрудняет использование порта Карачи для доставки грузов в Афганистан.

Одновременно секретариат НАТО ведет переговоры с государствами Центральной Азии о возможности осуществления транзита грузов через их территории железнодорожным транспортом. До настоящего времени они не увенчались успехом. Вывоз грузов из Афганистана планируется завершить в 2014 году. Необходимо отметить, что в настоящее время возможности доставки грузов в Афганистан весьма ограниченны вследствие географического положения – отсутствия выхода к морю. Ближайший порт в Персидском заливе – Карачи – отстоит на 500 километров, транспортная инфраструктура развита слабо.

Гарантии безопасности
В ходе консультаций МИДа РФ с руководством НАТО нашей стороной была заявлена следующая позиция по выполнению комбинированного транзита грузов по российской территории. Первое: грузы должны проходить процедуру таможенного транзита с соблюдением условий, установленных нормативными документами Таможенного союза и законодательством РФ. Второе: на перевозимые грузы должен быть представлен официальный сертификат по согласованной форме, подтверждающий номенклатуру, количество и цель перемещения. Третье: в транспортном средстве перевозятся грузы, указанные в сертификате. Четвертое: операции с грузами производятся в присутствии должностных лиц наших таможенных органов.

По мнению Минтранса России, данный комбинированный способ позволит предоставить возможность российским транспортным компаниям и аэропорту «Ульяновск-Восточный» увеличить объемы международных перевозок и получить дополнительные финансовые средства для своего развития, будет способствовать развитию города в качестве современного мультимодального логистического центра.

Сегодня НАТО использует услуги четырех официальных экспедиторов, имеющих контракт на два года (действие завершается в 2013-м). Каждая партия товара отгружается одним из выбранных экспедиторов. Груз оформляется как национальный, то есть в документах указывается национальная принадлежность груза, при этом экспедитор везет груз «от двери до двери». В качестве субподрядчика с российской стороны рассматривается группа компаний «Волга-Днепр» в партнерстве с предприятиями – поставщиками услуг на железнодорожном и автомобильном участках маршрута. В настоящее время к консультациям также привлечена компания «Союзвнештранс», одна из ведущих отечественных фирм комплексного транспортно-экспедиторского обслуживания грузов, многие годы работающая на афганском направлении.

Специалистами НАТО подготовлены образцы документации на английском и русском языках, которая будет оформляться на каждый перевозимый контейнер (подробный перечень товаров и их цена). Предполагается, что груз станут сопровождать накладной от единого экспедитора.

Всего из Афганистана необходимо вывезти более 100 тысяч контейнеров, и, по информации представителей альянса, большую часть грузов – именно по северному маршруту с использованием авиационного транспорта.

Во исполнение имеющихся поручений в части, касающейся тарификации перевозок грузов НАТО транзитом по российским железным дорогам, Минтрансом в установленном порядке предложено компаниям – участницам Договора о Международном железнодорожном транзитном тарифе (далее МТТ) внести соответствующие изменения в МТТ, распространив сферу его деятельности на комбинированные перевозки, учитывающие также авиационный и железнодорожный транспорт. Участниками Договора о МТТ внесенное предложение в целом поддержано, были внесены соответствующие изменения. Железнодорожная станция Верхняя Терраса, расположенная в черте города Ульяновска, включена в перечень транзитных станций российских железных дорог.

Одновременно МИДом РФ по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти в правительство внесен пакет документов, оформляющих изменения в постановление правительства РФ от 28.03.2008 № 219 «О порядке наземного транзита через территорию Российской Федерации вооружения, военной техники и военного имущества, следующих в адрес Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан и в обратном направлении». Основные поправки касаются возможности использования при осуществлении транзита грузов авиационного транспорта наряду с автомобильным и железнодорожным. По информации российских дипломатов зафиксировать соответствующие обязательства между РФ и НАТО предполагается посредством обмена письмами министра иностранных дел РФ и генерального секретаря НАТО.
На перспективу

Сейчас российской стороной ставится вопрос о возможности переориентирования транзита грузов на российский порт Усть-Луга (Лужская губа Финского залива) вместо Риги, а также об определении российской компании на северном маршруте в качестве не субподрядчика, а одного из официальных экспедиторов НАТО. Пока переговоры по данному вопросу приняли вялотекущий характер.

Таким образом, работа идет довольно серьезная. Причем она ведется с прицелом на перспективу, а не только на период вывода войск США из Афганистана. Логистический центр, который создается в Ульяновске, получит дополнительные конкурентные преимущества, а значит (в будущем), и мировое признание. Потом он может использоваться для транзита коммерческих товаров из Юго-Восточной Азии в Европу и перевозки грузов ООН. По словам Дмитрия Рогозина, тут недопустимо появление какого-то бы ни было иностранного персонала, тем более натовских солдат. Кроме того, Россия получит полную информацию о перевозимом товаре и сможет отчасти контролировать сам процесс вывода войск НАТО из Афганистана. Все перевозчики будут исключительно российские, а товары – проходить процедуру досмотра. Без этих прав российской стороны ни о каком транзите через нашу территорию говорить не приходится. Для России это вопрос национальной безопасности.

Другая сторона вопроса – создать условия для больших логистических транспортных коридоров, эффективно использовать территорию страны, ее протяженность, географическое расположение между Европой и Азией так, чтобы Запад и Восток привыкали возить свои товары через Россию. На этом можно зарабатывать хорошие деньги. Так, стоимость транзита одного натовского контейнера, по некоторым данным, составляет около 20 тысяч долларов. Более того, в мире, по словам Рогозина, идет борьба локтями и зубами за саму возможность таких перевозок и никто нам не хотел отдавать такой транзит. «Главное для нас – экономический интерес. Так что не надо заниматься спекуляциями и придумывать страшилки для легковерных обывателей, – подвел итог Дмитрий Рогозин. – Нам крайне важно реализовывать свои национальные интересы, максимально использовать преимущества географического положения страны, ее размеры для создания новых транспортных коридоров».