26 сентября в Ленинском мемориале открывается выставка произведений Зураба Церетели, президента Российской академии художеств, народного художника СССР и РФ, Посла Доброй Воли ЮНЕСКО.
Выставка организована Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области, Фондом «Ульяновск – культурная столица», российской Академией художеств, ОГАУК «Ленинский мемориал»
Экспозицию составят более 80 работ – эмали, графика, скульптура.
Творчество Зураба Константиновича Церетели прочно вошло в жизнь и историю искусства новой России, стало ярким и мощным его явлением.
З.К. Церетели окончил академию как живописец. В 1960–1980 годы мастеру принесли поистине оглушительный успех монументальные работы — его произведения в Пицунде, Адлере, Тбилиси, затем в Москве. Как драгоценные камни, засверкали его мозаики, выгнулись, будто живые существа, чеканные панно и монументы и, не прекращаясь ни на минуту, полился поток яркой и необыкновенно гармоничной живописи, рождающей значительные, крупные, монументальные образы. Монументализм стал ведущей чертой его творчества. География монументальных работ Церетели охватывает территорию 11 стран мира, в их числе США, Великобритания, Испания, Япония, Бразилия. Последняя его работа – двухметровый памятник Марине Цветаевой на французском побережье Атлантики.
Однако монументализм как творческий метод и история как важная тема не исчерпывают сферу интересов Церетели. Многообразие творчества мастера поражает: мозаика, чеканка, скульптура, эмали, живопись, графика, гобелены, дизайн… Многожанровость, художественный универсализм – определяющие черты его творчества.
Произведения мастера выделяются тем, что в них органично соединяются присущая художнику тяга к новому, страстный интерес к эксперименту с уважением к традициям и мастерством классической школы. Произведения З.К. Церетели отличает глубокое знание и наполненность образами и мифологией народного искусства в его различных формах: от древнейших символов до городского фольклора позапрошлого столетия.
Он любит осваивать новые и возрождать утраченные технологии, что особенно ярко проявилось в возрождении техники перегородчатой эмали. Художник нашел способы применения эмалей в монументальном масштабе. Исполняет Церетели и традиционные эмалевые миниатюры, и новаторские крупные эмалевые картины. Эмальерное искусство, широко представленное на выставке, привлекательно тем, что в нем художник неизбежно вступает в диалог с древними мастерами, переносит в современность эстетические и духовные ценности далеких эпох.
Его краски могут сверкать, но могут быть сдержанными и утонченными. Характерно, что З.К. Церетели предпочитает открытые, яркие, звонкие напряженные соотношения цвета, но не боится и глухого черного.
В течение последних пятнадцати лет графика стала для З.К. Церетели одним из излюбленных видов творчества, где мастер всегда создает композиции, собранные в плотную, насыщенную, крепко сбитую массу штрихов и линий, с четкими и выразительными контурами. Можно сказать, что он лепит графические изображения, как скульптуру. В графике, представленной на выставке, уже существует целый мир – с собственными героями, особым пространством и своими художественными законами.
Сочетающее в себе академическую школу и многие формы авангарда, творчество художника открыто миру, а сам он со страстью отдается самым разнообразным творческим увлечениям.
Существенным для российской культуры стало создание усилиями З.К. Церетели целой системы музеев и галерей современного искусства. Одновременно особое внимание З.К. Церетели уделяет сохранению академической художественной школы. Непременной частью его деятельности в последние годы стала потребность в воспитании, которая проявляется в ходе многочисленных и регулярных мастер-классах.
Проведёт мастер-класс художник и в Ульяновске.
Открытие выставки состоится 26 сентября в 11 часов в музее( южная сторона здания) Ленинского мемориала. Вход – по пригласительным билетам.
Пресс – конференция – в 10 часов в конференц-зале музея Ленинского мемориала.
Приглашаются СМИ ( наличие аккредитации), члены Союза художников РФ, студенты и преподаватели профильных факультетов ВУЗов, преподаватели и учащиеся училища культуры, школ искусств г.Ульяновска и области, творческая интеллигенция.
Мастер-класс пройдёт 27 сентября в 15 часов в ауд.№1 ОПЦ ( северная сторона здания) Ленинского мемориала.
Выставка работает c 10-00 до 18-00 часов ежедневно, кроме понедельника.
Вход и билеты – в кассе музея Ленинского мемориала.
Справки по телефону: 44-19-41;44-24-61
Сайт Ленинского мемориала: www.leninmemory.ru
«Если бы меня спросили: “Как вы можете определить силу Церетели?” – я бы сказал, что это – сила природы. Я никогда не видел человека, способного иметь такой темперамент постоянного напряжения по отношению к искусству, к воплощению, к искоренению варварства с помощью красоты. Это, как вы знаете, – одна из великих миссий популяризации, способной вас убедить, что красота должна заполнить все те пространства, которые в прошлом были заняты насилием, страницами ужаса.”
Федерико Майор, Генеральный директор ЮНЕСКО
“Браво ! Браво ! Живопись для Зураба Церетели – начало всех начал”.
Марк Шагал художник
«Он обладает невероятной работоспособностью, редкой добротой, страстным стремлением к созданию прекрасного в нашей жизненной среде.
В Москве его творчество значительно обогатило облик города, внесло в него утраченные при прошлом режиме черты духовности. Нужно отметить его работу над парком и Музеем Победы над фашизмом на Поклонной горе, обращение к памяти русской истории в грандиозном монументе царя-реформатора Петра Великого, создание новой жизненной среды в центре Москвы на Манежной площади. Поистине удивительной можно назвать его безвозмездную работу по руководству восстановлением художественного убранства храма Христа Спасителя в Москве – крупнейшего духовного центра в России».
Жорес Алфёров, лауреат Нобелевской премии по физике
«Силой творческого таланта, с безграничной фантазией и воображением Зураб Церетели создает неповторимые произведения искусства. Они искрятся, как бриллианты, переливаются всеми цветами радуги, сверкают, как лучи солнца, павшие на землю… Церетели – художник современный, работающий в тесной связи с архитекторами, и в этом одна из причин его успеха, широкая масштабность и перспективность его творчества. Синтез изобразительного искусства и архитектуры – это будущее нашего искусства. Я очень ценю художника Церетели, верю в него».
Сергей Коненков, скульптор
«Пытаться сегодня определить его место в живописи Грузии, России да и в мировой живописи – бесполезно. Место, как правило, определяется потом, во времени. Его имя – довольно-таки “раскрученное”, как сейчас говорят. Имя, которое вызывает споры. Это уже интересно – значит, в том, что он делает, есть что-то очень необычное. Потому что когда художник идет проторенным путем – споров нет, или все хвалят, или все ругают. А если спорят, значит, есть поиск. Самое главное в его натуре и в его творчестве – то, что он может одновременно держать в руке очень много дирижерских палочек и дирижировать сразу многими оркестрами, которые не фальшивят».
Георгий Данелия, кинорежиссер
“… Великий французский художник Жан Кокто как-то сказал: «Произведение искусства – это всегда портрет создавшего его художника». Следуя этим словам, можно с уверенностью утверждать, что Вы являетесь человеком, увлеченным своим делом, человеком, сила духа и щедрость которого не знают границ. Вы неоднократно запечатлевали в своих шедеврах современную Вам действительность, используя Ваш талант как свечу, которая никогда не погаснет и будет вечно освещать память о великих людях прошлого и настоящего, а также о героях истории. Трудно перечислить все картины, фрески и скульптуры, которые служат воплощением Вашего тонкого мировосприятия. Все Ваши произведения по-своему уникальны, в них одновременно присутствует и величественное, и трогательное, и удивительное. Ваш труд, плодотворный и многогранный, похож на планету, от которой откололось бесчисленное количество спутников. Весь мир служит для Вас творческой мастерской.
Ирина Бокова, Генеральный Директор ЮНЕСКО
Поражает его невероятная работоспособность, его многогранность, неуёмная фантазия. Он всегда интересен, непредсказуем. Относительно моего образа, созданного в бронзе, мне хочется процитировать слова Пушкина по поводу его портрета кисти Кипренского: “Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.
Эльдар Рязанов, кинорежиссер
«Истоки творчества Зураба Церетели восходят к древнейшей грузинской культуре. Синтез национального и мирового искусства, оригинальное решение художественной задачи определяют особенность его самобытной творческой манеры.Он один из пионеров восстановления техники всемирно известной грузинской художественной перегородчатой эмали X–XII веков, он первым использовал эмаль в монументальном искусстве. Можно сказать, что он также первым осуществил синтез изобразительного искусства и архитектуры, положил начало взаимосоответствию цвета и скульптуры, объединению монументального и декоративного искусств.
Отрадно, что Зураб сказал достойное слово и в сфере церковного искусства. Он руководил художественным оформлением недавно восстановленного храма Христа Спасителя в Москве. При этом сам являлся автором воссоздания крестов, врат и других элементов храма».
Католикос-Патриарх Всея Грузии Илиа II
Областное государственное автономное учреждение культуры «Ленинский мемориал»