• ПроЧтение. Ирина Котова: «Поэзия для меня – очень интимная часть жизни».

    Ирина Геннадьевна, в каком возрасте Вы научились читать?

    Читать я начала в 6 лет. Первой самостоятельно прочитанной мною книгой были «Японские сказки». Это была роскошная книга какого-то фантастического издания. К сожалению, она у меня не сохранилась, мне подарила ее бабушка.

    У вас была большая библиотека дома или же вы брали книги в других местах?

    Книги я брала везде, где только могла: в школьной и детской библиотеках, у своих друзей, у друзей родителей.  В моей юности книга действительно была лучшим подарком, так как они были жутким дефицитом. Помню, что даже во дворце книги получить какую-то книгу было достаточно сложно. Для того, чтобы я смогла прочитать «Мастера и Маргариту», моей маме пришлось получать разрешение у директора Краеведческого музея, да и то читать я ее могла только в читальном зале.

    А что в основном читали?

    Я в детстве читала просто все, как правило, собраниями сочинений. А  ближе к старшим классам уже начала читать избирательно, увлеклась книгами по искусству, которые и читаю до сих пор.

    А книги школьной программы в детстве читали с удовольствием или же только потому, что надо?

    Школьную программу я читала с удовольствием. Получилось так, что у всех моих друзей были интеллигентные родители. Например,  я помню, как жена Аркадия Ефимовича Егуткина[i] устраивала нам поэтические вечера, на  которых она прекрасно читала стихи поэтов Серебряного века. Мы с друзьями с удовольствием их слушали, успевая при этом и развлекаться, и делать какие-то журналы, снимать фильмы. Родители всегда  нас направляли, но очень не навязчивым способом. В Вузе  у нас в учебной программе была дисциплина «книжные иллюстрации» и в то время я перечитала много классики. Тогда я совершенно точно поняла, что классику можно читать всю жизнь,  потому что каждый возраст дает абсолютно новое понимание произведения.

    Что Вы сейчас читаете в свободное время?

    В последнее время, к сожалению, читать и перечитывать классику некогда, но  если случаются свободные несколько минут, я могу взять книгу и прочитать там одну-две страницы из любимого произведения, и для вдохновения мне этого достаточно. Как ни странно, если у меня есть время и возможность, то я читаю детективы.  Я вообще люблю детективы, до сих пор  по десятому разу могу читать Агату Кристи, и современные  детективные романы могу прочитать. Но это скорее просто отдых, а не чтение в том понимании, в котором оно было важно в молодости, когда книга была больше чем просто книга.

    Как Вы относитесь к современным авторам? Пытаетесь ли как-то следить за модными тенденциями в литературе?

    К сожалению, не особо слежу. Прочитала с удовольствием Фандоринский  цикл Бориса Акунина. Года 3-4 назад я прочитала всего Дэна Брауна и тоже получила огромное удовольствие, но не как от литературы, а как от занимательной истории, в которой по новому можно посмотреть на очень знакомые вещи.  А в основном это специальная литература, при наличии возможности и свободного времени я скорее возьму книгу по архитектуре, нежели  художественную.

    Как Вы относитесь к поэзии?

    Поэзию  я люблю.  Любимых  стихотворений у меня достаточно много, я не могу выделить ничего конкретного, в этом смысле я всеядна. Никогда не читаю стихов вслух и очень не люблю, когда люди декламируют стихи не профессионально. Чаще всего читаю  Ахматову и Бродского.

    А сами стихов не писали?

    Сама стихов не писала никогда, хотя в моем  окружении многие этим увлекались. У меня была подруга, Наташа Родина, она писала прекрасные стихи, которые я храню до сих пор. Мальчики в молодости читали мне стихи, и в зрелом возрасте были люди, которые пытались это делать, но это не всегда нужно и  уместно, поскольку для чтения стихов нужно иметь талант. Для меня вообще поэзия – это интимная часть жизни.

    Можете выделить книги, которые оставили наиболее яркий след у Вас в душе?

    На разных этапах жизни это все же разные книги. Но основные – это «Белая гвардия» Булгакова, которую я практически знаю наизусть, «Евгений Онегин» Пушкина, и «Белые ночи» Достоевского. «Белые ночи», например, очень хорошо легли на юношеские переживания, связанные с Санкт-Петербургом. И, будучи уже зрелым человеком, я прочитала Евангелие. Его я открываю очень часто, не столько как  религиозную книгу, потому что действительно верующим человеком я себя назвать не могу, а скорее как великий текст.

    Сейчас молодежь считает, что лучше посмотреть фильм, чем прочитать книгу, как Вы относитесь к такой точке зрения?

    Есть, конечно, великие экранизации, например, «Собачье сердце», «Идиот». Понять молодых людей я могу, потому что чтение – это работа, это труд, прежде всего духовный, и на него не всегда хватает времени и сил, особенно в наше время. В современном мире читать – это роскошь. Экранизация помогает узнать историю, но не вникнуть в произведение.

    Как Вы считаете, как нужно прививать детям любовь к чтению?

    У меня нет точного ответа на этот вопрос, мне кажется, это очень индивидуальные вещи. Конечно, на каком-то этапе  ребенка необходимо попытаться увлечь личным примером. На самотек этот процесс лучше не пускать. Мой сын, к сожалению, не унаследовал любовь к чтению, как я не старалась ему это привить. Основной канал информации для него это интернет. И вызывающие у меня абсолютный ужас книги в сокращенном содержании.

     Беседовала Елена Дубицкая

    [i] Художник, Член Союза художников


    Комментарии
      • Вот

        Вот  и быдло подтянулось,  кудыж тута без няво.
        Слышь,  урод,  а ты вообще откуда нарисовался?

        • Космопролётов Срёж

          Чудо! Если быстро-быстро читать буквы, то они могут превратиться в слова!

    1. Лёва

      да , читать – это очень правильно. хорошо, что сейчас проводятся различные культурные форумы.