Российские немцы поговорили о России и о себе.
В начале недели в Ульяновске прошел второй культурно-деловой форум «Россия – русские немцы – Германия», приуроченный к 250-летию начала активного переселения немцев из Германии в Россию. Самарскую область на форуме представляли директор Дома дружбы народов Самарской области Дмитрий Мюльбах и секретарь общественной организации немцев Кошкинского района «Neue Hoffnung» Надежда Шмидт.

Незаметный народ
«Нас называют диаспорой, но это не правильно. Мы – один из народов России. Наша культура отличается и от русской, и от культуры немцев, живущих в Германии», – эта фраза одного из участников форума, наверное, лучше всего представляет сегодняшних российских немцев и те проблемы, с которыми они сталкиваются.

250 лет назад, благодаря указу Екатерины Второй началось активное переселение немцев на пустующие земли Поволжья. Переселенцы получали то, чего не могли получить в Германии, – землю, привозя взамен новые сельскохозяйственные технологии. «Везли с собой все: орудия труда, семена, даже саженцы цветов, – рассказывает Надежда Шмидт, занимающаяся исследованием располагавшихся когда-то на территории Кошкинского района Александртальской и Константиновской волостей, населенных немцами. – Местные жители до сих пор помнят, какие у немецких поселенцев были розы». 24 немецких поселения в Кошкинском районе, как и другие колонии поволжских немцев, прекратили свое существование в 1941 году, когда сталинское правительство депортировало немецкое население в Сибирь и Казахстан. Сейчас в Самарской области проживает менее 7000 немцев – ничтожное число по сравнению с 200-тысячным немецким населением Самарской губернии в начале ХХ века. В других регионах Поволжья цифры примерно такие же. Многие не пережили депортации, многие (почти 1,5 миллиона) уехали в 1990-е в Германию. Но те, кто все же остался, как правило, очень активны.
Форумы, подобные ульяновскому, – возможность для рассеянных по всей стране немцев обменяться опытом, завязать контакты, наметить новые проекты. Программа ульяновского форума включала блоки, посвященные проблемам сотрудничества между национальными общественными организациями и властью, развитию деловых отношений между Россией и Германией и проблемам национальной прессы. Кроме того, в форуме принял участие посол Германии в России Ульрих Бранденбург, что для Ульяновской области означает заключение новых соглашений по академическому обмену и развитие крупных совместных бизнес-проектов.
Конечно, сейчас в Самарской области немцев намного меньше, чем до войны, когда они были второй по численности этнической группой после русских, но темы форума касаются не только немцев. «Меня больше всего интересует немецкий опыт решения миграционных проблем, – рассказывает Дмитрий Мюльбах. – Наверное, в Самарской области ни одна организация так тесно не общается с представителями разных национальностей, как наш Дом дружбы народов. Поэтому часто нам приходится выступать в роли посредника как между УФМС и мигрантами, так и между диаспорами, сглаживать конфликты, помогать людям понять друг друга. В общем, в вопросы регулирования миграционных потоков мы вовлечены не менее глубокого, чем УФМС».

Парад обид и достижений
Ульяновск встречает гостей чрезвычайно обширной экскурсионной программой. Тут и выставка о судьбе российских немцев, и открытие памятника «студенческой халяве» в местном университете, и российско-немецкая выставка визуализаций алгебраических формул, и выставка художницы Натальи Бакановой-Вейберт. На фоне этого парада культурных достижений Ульяновска и происходит общение участников форума, в котором нет-нет да и всплывают темы, связанные с драматической судьбой российских немцев в последние полвека. «В 1956 году мы жили в Сибири. Нас вызвали в комендатуру и сказали: вам к нам больше приходить не надо, произошла небольшая ошибка, оказывается, вы не были врагами советсткой власти», – вспоминает председатель ульяновского Центра дружбы «Фройндшафт» Евгений Миллер тот момент, когда сталинское решение о депортации было признано ошибочным. А еще есть история об обещании Бориса Ельцина выделить для восстановления уничтоженной в 1941 году автономной республики немцев Поволжья землю на кладбище ядерных боеголовок, после которого у посольства Германии выстроились длинные очереди людей, отчаявшихся дождаться чего-то в России. Впрочем, многие из уехавших теперь используют каждую возможность навестить Россию, которая так и осталась для них родиной.
Пожалуй, это отношение к России объединяет всех участников форума. Все они – состоявшиеся люди: ученые, бизнесмены, общественники, и искать лучшей доли за границей не собираются.
Вероятно, проходящие одновременно с Форумом встречи губернатора Ульяновской области Ивана Морозова с послом Германии и представителями крупного бизнеса из этой страны несколько сбили прицел организаторов мероприятия. Во всяком случае получилось, что на большинстве круглых столов российские немцы не столько разговаривали о том, что важно для них, сколько слушали сообщения об успехах Ульяновской области в том или ином направлении. Когда же диалог все же возникал, шел он вокруг отвлеченных вопросов, мало имеющих отношения к реальным делам и проблемам участников дискуссии. Поговорили, например, о национальной прессе. Можно было бы ждать какого-то анализа существующих национальных изданий, исследования причин успешности одних и провалов других, но разговор очень быстро свелся к вопросу о том, что такое российская национальная политика. По этому поводу удалось лишь выяснить, что, по мнению хозяев форума, в Ульяновске национальная политика есть, а в остальной России ее нет.
Разговор о миграционных проблемах был в основном построен вокруг сообщений главы ульяновского УФМС и представителей диаспор о достигнутых успехах. «Говорить о том, что в Самарской области мы могли бы воспользоваться опытом Ульяновской области в сфере миграционной политики довольно трудно, – комментировал потом Дмитрий Мюльбах. – Все-таки в Ульяновскую область в год официально въезжает около 20 тысяч мигрантов, а в Самарскую – около 200 тысяч. Проблемы, которые решают сейчас в Ульяновске – для нас давно пройденный этап».

В общем, большая часть событий форума совершалась не в рамках официальной программы, а скорее, параллельно ей, что, впрочем, не делало мероприятие менее познавательным. Форум действительно показал, что в России есть еще один народ – с очень драматичной историей, огромной энергией и желанием идти вперед.