Ульяновской области и его руководству нельзя отказать в одном качестве – умении привлекать в регион инвесторов, реализующих крупные и средние инвестиционные проекты, которые способны внести значительный вклад в развитие экономического потенциала области, оказать мультипликативный эффект на смежные отрасли и рынки, и в конечном итоге повысить благосостояние простых ульяновцев. Здесь успехи наши очевидны, видны и осязаемы.

Но, следует понимать, что не все инвестиции и инвесторы, которые рвутся в наш регион являются, по сути,  таковыми. Не все йогурты одинаково полезны. Сегодня, мы попытаемся на одном примере, проанализировать бурно обсуждаемую в последнее время тему попыток вхождения в наш регион новых компаний, претендующих на главенство на одном из важнейших для областного центра рынков – рынке сбора, вывоза и утилизации бытового мусора. Копий по этой теме было сломано уже немало, необходим трезвый и взвешенный подход к теме.

Итак, начнем:

1. Для людей, мало посвященных в суть происходящего, и мельком следящих за местными новостями, наверное, совсем незаметным остается странные всплески активности городской и областной власти. На тех или иных совещаниях, аппаратных и прочих формах «бытия чиновничьего» все чаще проскальзывают темы некой общей неудовлетворенности  отдельных руководителей состоянием мусорных площадок, контейнеров, стихийных свалок мусора и т.п. И как бы рефреном, совсем вроде бы не заметным для посторонних глаз проходит параллельный процесс «особого наваливания» и продвижения неких иногородних (и даже иностранных) инвесторов, которые готовы проявить невиданное благородство, вложить миллионы евро и избавить Ульяновск от гор мусора и творящегося безобразия.
На последнем аппаратном совещании в правительстве региона очередную выволочку получил Министр ЖКХ Гигирев, который все никак не спешит выполнить все условия приезжего «мусорного» инвестора и подготовить для него благоприятную почву и красную дорожку в придачу.

Сейчас, в данной заметке, не хотелось бы повторять, что это за иноземный инвестор на белом коне. Достаточно подробный материал можно найти перейдя по этим ссылкам (ссылка 1, ссылка 2). Сейчас важны не эти нюансы.

Важно другое: почему власть вдруг озаботилась привлечением инвестиций и сторонних компаний на рынок, в который активно вкладывается региональный бизнес? Что именно не устраивает власть в существующем порядке вещей, какие претензии имеются, как они озвучены и сделаны ли шаги для того, чтобы исправить все имеющиеся недоразумения и недостатки здесь и сейчас, своими силами и ресурсами?

2. Итак, чуть выше поставлены вопросы. Ответов внятных и разумных пока нет, зато пока есть другое. Судя по активности власть предержащих определенные договоренности с варягами от мусорного бизнеса достигнуты, даны некие гарантии. Кто-нибудь что-нибудь слышал о существе этих договоренностей?

У нас ныне в стране и в регионе, в  частности, новый тренд – называется открытость, открытое правительство. Это, помимо всего прочего (твиттеров, жж чиновников и прочее) подразумевает и следующее – власть берет на себя обязательство публично объяснять смысл своих решений и делиться резонами и аргументами, на основе коих она такие решения принимает. В случае с таким важным решением как взять и привести в город Ульяновск иностранного инвестора, которому будут предоставлены все благоприятные условия для создания монополии по сбору и вывозу мусора – такая открытость не просто не помешала бы, а помогла здраво оценить и риски и достоинства, оценить всем, открыто и честно. Но открытости нет. Есть переговоры под «ковром», в тиши кабинетов. Чем это грозит?
Помните классику – когда двое договариваются о деле, или проблеме, касающейся третьего – то они договариваются именно за счет этого третьего, за счет его интересов. Как ни странно – таким третьим выступает население – конечный потребитель этих услуг, тот кто будет платить из своего кармана по установленным регионом тарифам за вывоз и сбор мусора.
Могут ли потенциально быть ущемлены интересы этого потребителя – да, безусловно. Новый инвестор вложит деньги, необходимые для освоения рынка, для получения монопольного положения – все его затраты рано или поздно лягут в тарифы, а тарифы вытянут дополнительные деньги из кошелька жителя.
Если такие риски есть – почему все делается втайне? Ответ, скорее всего очевиден. Там где скрытность – там желание спрятать несправедливость и обман. Повод серьезно задуматься.

3. Власть можно обвинять в чем угодно, но никогда нельзя лишать ее права на умение считать, оценивать и анализировать. Стремление привлечь инвестиции похвально и есть железная, государственная логика такой деятельности: инвестиции нужно стимулировать насильно там, где есть огромная неэффективность «невидимой руки» рынка, где перекос в пользу убыточного государственного или муниципального бизнеса, туда, где в конце концов вообще ничего нет, или находиться в упадке. Есть ли такие сферы в регионе – целая куча, за примерами далеко ходить не стоит. Вопрос – почему в центре внимания оказался «мусорный рынок»?
Нельзя не заметить очевидного: за последние годы эта сфера коммунального хозяйства была выведена из традиционного состояния муниципальной монополии. И сделано это было за счет частных вложений, и вложения эти были от ульяновского капитала.

Успешно ли функционирует этот рынок?  Ответы тут нужно искать не из уст начальственных, а из мнения и ощущения потребителей, граждан. Вы лично, просыпаясь ранним летним утром, слышите доносящиеся из раскрытого окна лязги опрокидывающихся в мусоровоз контейнеров… в одно и тоже время, день изо дня?

Меньше повезло жителям хрущевок и частного сектора. Мусор нужно носить в пакетах, к контейнерной площадке, нужно не полениться, дойти, бросить ровно в контейнер, а не положить рядом. Есть ли тут проблемы, которые возникли не сегодня и не вчера – да безусловно. Грязь, вонь, снующие по коробам с мусором кошки, а иногда и бомжи. Решается ли эта проблема – есть ли прогресс? Безусловно. Уже начата установка специальных евроконтейнеров, пластиковых, с запирающимися крышками, Ленинский район будет оснащен ими уже в этом месяце.

Вопрос – какие глобальные проблемы, неразрешенность которых ставит под угрозу функционирование всего рынка увидела власть, решив в один момент махнув шашкой взять и привезти «заморского» инвестора, отдав ему рынок на откуп и в один миг разрушив имеющуюся, хоть и не совершенную, но стремящуюся к улучшению систему? Может быть местные игроки рынка «зажирели», и хотят лишь снимать сливки, не заботясь о развитии? Довод тоже не бесспорен. Один из крупнейших местных операторов рынка уже сейчас заявил о программе модернизации, объем инвестиций только на этот год – 100 млн. рублей: покупка и установка евроконтейнеров, новых мусоровозов, улучшение логистики и т.п.  Много ли это или мало? Все познается в сравнении. Инвестиционных планов и обещаний новых пришлых гостей вообще никто, кроме власти не видел.
Суммируя вышесказанное – трудно пока увидеть в действиях совсем уж не глупой власти по грядущему переделу рынка действительно разумные аргументы, а если их не видно, то особо пытливый ум и взгляд может копать глубже, а может и вообще не копать, произнеся сакраментальное «да просто их купили». Очень бы не хотелось в это верить.

Какова мораль басни, спросите вы? Попробуем еще раз кратко:

Власть в своем стремлении к благу жителей и региона может совершить весьма грубую ошибку. Не до конца взвесив все аргументы, купившись на красивые презентации и обещания серьезно нарушить баланс на рынке, приведя в город настоящего «троянского коня» – инвестора, который пользуясь административной поддержкой и выстраивая монополию, может существенно снизить качество как самих услуг, так и переложить на потребителей свои издержки «вхождения». Кто-нибудь делал, к тому же, анализ реальных «выгод» от работы приезжего инвестора в других городах. Пока больше негатива, чем некого невиданного чудесного преображения (ссылка).

Вся ситуация и ее развитие – покрыто мраком, все под темным покровом тайны. Нет общественных обсуждений, оценок экспертов, споров и аргументаций. Закрытость – путь к серьезным ошибкам, плата за которые дорога и печальна.
Не все внешние инвестиции благо…благо те, которые к месту и ко времени, те, которые не разрушают, а созидают новое.

Много ли примеров инвестиционных примеров, решения по которым принимались также быстро и скрытно – да. Ленинские горки, Новая деревня (Новомалыклинский район), планы ГК «Черкизово», Эклипсы…. Список нужно продолжать?
У областной и городской власти есть все возможности сохранения остатков экономического суверенитета в важных отраслях и сферах региональной экономики. Уход местных игроков с рынка продуктового ритейла прекрасно показал, чем заполняется «пустота» и куда перемещаются «центры принятия решения». Хотим ли мы такого для рынка бытового мусора? Если да – то за что мы так себя не любим?

Данная заметка – не агитация за кого-то или против кого-то. Это скорее предложение задуматься, «выложить карты на стол», сделать публичной аргументацию сторон, привлечь «третье лицо» в виде общественности, потребителей. Будет ли призыв услышан, или уже все, «ставки» кем-то сделаны, фишки переданы в карманы и впереди только ожидание чудес – покажет время!