Кинодраматург, художник, режиссер, актер Александр АДАБАШЬЯН не отождествляет себя с конкретной профессией.

Он – художник в самом широком смысле.

Сдержал слово
Во время визита в наш город мэтр встретился со студентами и преподавателями Ульяновского госуниверситета. Директор областного кинофонда Лидия Саурова и декан факультета культуры и искусства УлГУ Татьяна Никитина представили гостя:

– Недавно в Ульяновске завершился IV Международный фестиваль кино и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Леонтьевой “От всей души”. На него Александр Артемович не смог приехать. Но передал свою выставку, посвященную работе над фильмом “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” и обещание прибыть на ее закрытие. Слово Александр Артемович сдержал, приехал на закрытие экспозиции и нашел время зайти к нам, в Ульяновский госуниверситет.

Не все знают, что Александр Адабашьян, который больше известен по актерским и режиссерским работам, – заслуженный художник РСФСР. Он окончил Московское высшее художественное училище. Вместе с Никитой Михалковым написал сценарии фильмов “Неоконченная пьеса для механического пианино”, “Пять вечеров”, “Несколько дней из жизни И.И.Обломова”. Кроме того, на съемках этих картин был художником-постановщиком. Поставил две оперы, написал несколько сценариев для французов и итальянцев. Он – лауреат Государственной премии Казахской ССР, обладатель Премии имени Феллини и Премии имени Флайяно.

“Зачем мне французский?”
Маэстро начал встречу с детских воспоминаний:
– Родился я в 1945 году в Москве, папа был большим начальником. Родители отдали меня во французскую специализированную школу. Долго недоумевал по этому поводу: “Почему они это сделали? Послевоенное, небогатое время, о поездках за границу никто не думал. Поеду ли я во Францию? Сомнительно. Зачем тогда учить французский?”. Но деваться было некуда, пришлось учиться. Успеваемость и поведение не отличались примерностью. В аттестате красовались единственная “5” по труду и несколько четверок. По остальным предметам – “круглый” троечник. По физике в выпускном классе на коленях умолял учителя поставить “удовлетворительно”, так как в журнале были “двойки” и “колы”. Физику не “зубрил”, но понимал на практическом уровне. Клятвенно заверял педагога, что никогда в жизни не буду профессионально заниматься физикой. Тот “тройку” поставил, но сказал: “Никогда нельзя зарекаться от того, что будет впереди. Возможно, и физика тебе пригодится”. На том мы и расстались. Еще в школе был уверен, что поступлю в “Строгановку” – так и получилось.

Считаю себя художником
– В армии попал в ракетные войска – пришлось вспомнить о “пророчестве” педагога-физика. Это ирония судьбы. К тому же меня направили вести занятия по правильному обслуживанию ракетной техники. Начальство проверило знания и сказало, что могу вести курс. Тут и вспомнились слова школьного учителя физики.

А вообще пришлось освоить много профессий, но я не считаю себя кем-то одним, а обобщаю: я – художник. За время работы усвоил, что в любом деле, даже творческом, нужны упражнения. Можно сколько угодно учиться, но без практики ничего не получится. Часто задают вопрос, почему советское поколение актеров более успешно. Ответ таков – они очень много трудились. Что касается меня, то везде я начинал подмастерьем в институте хороших мастеров. Делал первые шаги, спрашивал, учился, пробовал. Когда предложили написать сценарии для Франции – не отказался, вспомнил школьный французский, отправился во Францию и приступил к работе.

Сегодняшнее кино – аттракцион
– Большую роль в карьере сыграл “Его величество случай”, которым никогда не пренебрегал. Я придерживаюсь мнения: “Неудачник не тот, у кого не было шанса, а тот, кто им не воспользовался”. Фильм “Неоконченная пьеса для механического пианино” по мотивам произведений Чехова – из числа случайностей. Сценарий мы написали вместе с Никитой Михалковым, здесь же я выступал в качестве художника.

Мы подали в соответствующий комитет заявку на экранизацию Чехова. Получить разрешение молодым авторам было не реальным. Заявка долгое время лежала “под сукном”. Однако наш случай настал – назывался он “производственная необходимость”. Разрешили писать сценарий и экранизировать. Когда же картина была готова, то критика предрекала ей провал. Оказалось наоборот. На первых показах в одном из кинотеатров Москвы было сделано восемь копий, так как они не выдерживали частых прокатов и быстро приходили в негодность.

…Братья Люмьер задумали кино как аттракцион для развлечений. Нынешнее кино возвратилось к первостепенному определению. Это аттракцион, который может развеселить или напугать. Нынешние фильмы имеют предсказуемые ход действий и концовку. Это меня удручает. В кинематографе нет эволюции…

Татьяна КРАВЦОВА