В центре города у магазина который день стоит молодая женщина с плакатиком, на котором – портрет девочки и просьба помочь собрать деньги на лечение ребенка. Такие просьбы мы нередко читаем и в газетах. Несколько лет в нашей области работала программа «Забота», потом разговоры о ней стихли, и многие об этом пожалели.
Вот что рассказал в беседе с нашим журналистом на днях вернувшийся из Москвы председатель областного Совета ветеранов Сергей Николаевич Ермаков.
– В центральном офисе российского Совета ветеранов я говорил о нашей области, а мне отвечают, что давно знают о нас, и достают книгу «Программа по социальной защите населения Ульяновской области «Забота-1986». Оказывается, в Москве ее хорошо изучили, и во многих регионах Советы ветеранов взяли за основу и работают по нашей программе. Спросили: «А у вас как?». Ну, я говорю, что у нас она видоизменилась. Программа 1986 года периодически обновлялась, и по ней работала вся область. Я хорошо помню, как тогдашний губернатор Горячев лично контролировал ее исполнение, совещания по ней были каждую неделю с приглашением представителей Советов ветеранов и районных администраций. И каждый отчитывался о проделанной работе, о выполнении заданий, полученных накануне. Ведь по программе «Забота» повсеместно выявлялись те, кому надо помочь, – одинокие пожилые люди, многодетные семьи, больные, инвалиды. Смотрелось буквально все: кому дрова нужно привезти, кому овощей доставить, у кого медицинское обслуживание наладить ближе к месту жительства, кого в школу собрать… Я сказал москвичам, что у нас в области ведется большая работа в этих направлениях, но не в рамках той программы, потому что вышел ряд законов о защите ветеранов, пенсионное обеспечение изменилось, на селе поменялась структура управления.
Москвичи, однако, предложили: давайте у вас проведем семинар по этой проблеме. Естественно, я не мог такое решение принять без нашего губернатора, и с ним по телефону поговорил Дмитрий Иванович Карабанов, председатель российского Совета ветеранов. Сергей Морозов сказал: «Давайте, но не всероссийское, а окружное. Соберется 14 регионов, почти пол-России». Договорились подготовить это мероприятие к весне. А когда я вернулся в Ульяновск, на аппаратном совещании у губернатора доложил обо всем и внес предложение – создать рабочую группу с целью реанимировать программу «Забота» в ее наиболее полном варианте.
Ведь мы как тогда работали? Каждую неделю готовился доклад губернатору о выполнении поручений. Спрос был строгий и с чиновников, и с руководителей предприятий и хозяйств. Начальников, можно сказать, учили не забывать о тех, кто отдал свои лучшие годы родному предприятию.
Наступили иные времена, не стало колхозов и совхозов, предприятия перешли в частные руки, собственники стали косо поглядывать на эту программу, отмахиваться, мол, есть правительство, пусть и решает. Но люди-то остались!
В целом, у нас есть программы подготовки к школе, не обделены вниманием многодетные и малообеспеченные семьи, создана надомная служба по обслуживанию одиноких пожилых людей. Но мне бы хотелось (я об этом на совещании говорил) реанимировать именно «Заботу», дополнив ее в соответствии с условиями нашей сегодняшней жизни.
Губернатор Морозов объявил будущий год Годом борьбы с бедностью. Люди, которые сегодня живут за чертой бедности, очень остро нуждаются в помощи. Причем это не должна быть разовая «подачка». Возрождение программы «Забота» поможет организовать длительную работу в этом направлении.
Записала Галина Антончик