Виктория Чернышева
Ульяновские власти планируют ввести беспрецедентные для России преференции для инвесторов. Цель нововведений – составить конкуренцию федеральным экономическим зонам, которые уже начинают “перетягивать” деньги. Если решение будет принято, новые предприятия не будут платить в бюджет налоги как минимум в ближайшие десять лет. Но с такой перспективой согласны далеко не все.
Ульяновская область до последнего времени входила в число передовиков по “пакету” льгот для инвесторов. Резидентов, реализующих в регионе проекты, получившие статус “особо значимых”, освобождают от налогов на имущество организаций, а также земельного и транспортного налога. Ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет, для них снижена на 4,5%. Кроме того, инвесторам субсидируют затраты по налогам на прибыль организаций и на доходы физических лиц. Таким образом, в первые восемь лет реализации проекта инвестор, пришедший на ульяновскую землю, фактически вообще не платит налоги в региональный бюджет.
Такая лояльность уже принесла свои плоды. За семь месяцев нынешнего года в экономику региона поступило более 27,5 миллиарда рублей инвестиций. По темпам роста этого показателя Ульяновская область заняла в ПФО второе место (после Чувашии) и вошла в двадцатку лидеров среди регионов РФ. В эксплуатацию в регионе ввели семь новых предприятий; местные власти заключили договора о создании еще десяти производств. А восемь проектов вошли в активную стадию реализации.
На пятки ульяновцам наступают особые экономические зоны. Две из них находятся по соседству – в Тольятти и Татарстане (ОЭЗ “Алабуга”).
– Федеральный центр полностью отменил для резидентов ОЭЗ налог на прибыль; преференции им предоставляются не на восемь лет, как у нас, а на десять. Получается, что инвесторам, которые хотят разместить свое производство в ПФО, наши соседи предоставляют более выгодные условия, – говорит министр стратегического развития и инноваций Ульяновской области Александр Смекалин. – Пока от нас ни один инвестор не ушел. Но в переговорах они начали указывать на то, что условия в ОЭЗ лучше. Для нас это тревожный сигнал.
Ульяновские власти сделали вывод, что пакет преференций нужно “усилить”. В законопроекте, представленном на суд областного заксобрания, предложено продлить действие статуса особо значимого инвестиционного проекта до десяти лет, а льгот по налогу на прибыль и на имущество – до 15 лет. Таких условий сегодня не предоставляет ни один российский регион. Плюс к этому, инвесторам предоставляются из регионального бюджета субсидии на затраты, понесенные на строительно-монтажные работы и закупку оборудования. Сумма финансовой помощи ограничена размером налога на прибыль, который выплачивает предприятие. “Для резидентов ОЭЗ этот налог отменен; мы же, на своем уровне, не можем этого сделать. Для этого и введены субсидии”, – отметил Смекалин.
Между тем, по мнению главы региональной Счетной палаты Игоря Егорова, к предоставлению льгот для инвесторов нужно относиться “в рамках разумного”.
– Регион предлагает применять и льготы, и субсидирование. Мы не выступаем против этого. Но, на наш взгляд, целесообразно пересмотреть формулу субсидирования, сделать так, чтобы предприятие хотя бы что-то платило в бюджет, – говорит Егоров. – Для этого создана переговорная аналитическая группа, которая рассмотрит все возможные варианты, в рамках которых мы останемся уникальным регионом в плане предоставления льгот.
Александр Смекалин согласен с тем, что в будущем систему предоставления субсидий придется менять: “Возможно, мы изменим критерии, сократим количество сфер экономической деятельности, которые будут попадать под предоставление финансовой поддержки. В любом случае, наша основная идеология – не навредить бюджету”.
По мнению министра, от того, что предприятие не будет платить налоги, казна ничего не теряет:
– Мы не уменьшаем налогооблагаемую базу. Нельзя потерять то, чего нет: если льгот не будет, инвестор не придет – останется пустое чистое поле, которое тоже не принесет налоговых платежей. Если будут, инвестор рано или поздно начнет платить налоги. Плюс социальная составляющая – появятся новые высокотехнологичные рабочие места. Есть еще один важный момент: инвестпроекты, которые попадают под действие преференций, “обрастают” малым бизнесом, на который льготы уже не действуют. По статистике, на каждое рабочее место крупного предприятия приходится три – четыре места на предприятиях малого бизнеса. А это серьезный плюс для развития экономики, – резюмирует Смекалин.
Кстати
Конкуренция за инвесторов между регионами с каждым годом усиливается. При этом компании становятся все более и более требовательными.
– Например, в нынешнем году главный тренд в ведущих российских промзонах – полное освобождение резидентов от платы за инфраструктуру. Если раньше инвестор еще и мог что-то финансировать за свой счет, то теперь ситуация изменилась кардинально. Крупные инвесторы заходят в наши промзоны на условии полного финансирования инфраструктуры со стороны региона (редкое исключение – плата за электричество). Это, вместе с налоговыми преференциями, в какой-то мере, помогает выдержать конкуренцию со стороны федеральных особых зон, – говорит руководитель Корпорации развития Ульяновской области (структуры, непосредственно работающей с инвесторами) Дмитрий Рябов.
123
Кстати ещщо об инвесторах:
А морозов в германию зачем поехал?
извинения просить за неучтенную высоковольтку на проданном участке?
колобок
А где можно список посмотреть приоритетных и особо значимых проектов?
Лиса
http://invest.ulgov.ru/invest/support/624.html
В продолжение темы
Ну, вообще-то весь цивилизованный мир сначала с внутренним инвестором работает, а затем уж за внешним бегает: если внутреннему инвестору живётся хорошо, то внешний сам подтягивается. Вот интересно, кто-нибудь анализировал, хорошо ли живётся внутреннему инвестору в Ульяновской области и по каким причинам некоторые внутренние инвесторы инвестируют за пределами региона. Второй аспект, который требует анализа, это способна ли Ульяновская область обеспечить инвесторов кадрами для высокотехнологичных рабочих мест. Где наша база современной профессиональной подготовки таких кадров? Третий аспект для анализа, а готова ли энергетическая и инженерная инфраструктура для обеспечения растущих высокотехнологичных производств? 70-80% износа плохо сочетается с высокими технологиями и оптимальной себестоимостью производимой продукции. А если её обновлять, то за счёт каких средств?