Евгений Юрьевич КЛЮЧНИКОВ, можно сказать, всю свою жизнь посвятил любимому делу, работе, которую он называет своим хобби – развитию тхэквондо. И не только в Ульяновской области, где он с 1989 года возглавляет местную федерацию, ной в России, где он потратил не один год для популяризации и развития этого вида восточных единоборств. Сегодня Ключников – обладатель черного пояса V дана по тхэквондо, заслуженный работник физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, является вице-президентом Европейского Союза тхэквондо. И занимается продвижением тхэквондо на территории стран, где еще этот вид спорта развит слабо. На этой неделе у Евгения Ключникова – юбилей: ему исполнилось 50 лет. Этим поводом и воспользовался “ЧЕМПИОН”, задав ему несколько вопросов.
– Евгений Юрьевич, на свои 50 вы себя ощущаете?
– Абсолютно нет. Думаю, что все люди в этом возрасте, кто увлечен своей работой, не чувствуют своего возраста. И это здорово!
– Но назад наверняка оборачиваетесь, анализируете, чего удалось достичь?
– Думаю, что мне удалось сделать достаточно много. В 1989 году я возглавил ульяновскую федерацию тхэквондо, которая была одной из первых официально зарегистрированных спортивных организаций тогда еще в Минюсте. С 1996 года я стал работать вице-президентом Всероссийской организации тхэквондо. Когда я пришел на эту должность, в России тхэквондо развивалось только в 21 регионе и то в виде клубов. Когда же я ушел, то в стране было 73 отдельно зарегистрированные федерации! Из них две – всероссийские. Я объехал всю страну. В каждом регионе создавал федерацию, проводил семинары, выбирал руководителей, организовывал соревнования. Сегодня занимаюсь Европейским Союзом тхэквондо, возглавляю комиссию по солидарности. Недавно только был в Молдавии – в Кишиневе, где общался на уровне премьер-министра страны. Договорились, что в следующем году мы у них проведем первенство мира среди юниоров.
– Но при этом, как я понимаю, вы не оставляете и работу в Ульяновской области?
– Когда я уходил на работу в Москву, то предлагал занять свою должность другим. Но так и не нашлось ни одной кандидатуры, кто захотел бы или смог возглавить местную федерацию. Поэтому продолжаю параллельно работать и здесь.
– Как вы оцениваете развитие тхэквондо в нашей области?
– Из-за совмещения работы на всероссийском уровне и местном на какой-то момент уровень показателей ульяновских спортсменов снизился. Но начиная с 2008-2009 годов, нам удалось серьезно подтянуться. Сегодня, думаю, мы, как минимум, входим в десятку лучших федераций по нашему виду спорта. Тхэквондо – один из ведущих видов спорта в Ульяновской области, приносящий значительные успехи. Многие наверняка знают таких спортсменок, как Анастасия Панькина, Виктория Яковлева, которые уже не раз побеждали на первенствах различного уровня. Сейчас мы поставили перед собой задачу – к следующему олимпийскому циклу подготовить кандидатов в сборную страны.
– Кроме организационной и руководящей работы вы поработали и тренером. И, знаю, что вам есть чем гордиться.
– Я тренировал Наталью Терехину, которая выиграла “золото” на чемпионате мира, воспитал еще с десяток спортсменов для сборной страны. Но особо горжусь тем, что один из моих воспитанников – Рамиль Резванов, стал первым в истории России призером по тхэквондо, удачно выступив на первенстве Европы во Франции в 1992 году.
– Насколько сегодня популярно тхэквондо в России?
– Этот вид спорта сегодня встал в одну линию со многими другими видами единоборств. А лет 15 назад на тхэквондо был просто бум. Помню, будучи тренером, у меня в обычном школьном зале занималось до ста человек сразу! При этом это были взрослые люди и студенты, детишек не было. Сейчас все поменялось. В группы набираются в основном дети, примерно по 20 человек в группу.
– Помните, как сами пришли в тхэквондо? Не было ли это решение ваших родителей, мол, пойдешь в борьбу, не будут бить на улице?
– Нет, я пришел к единоборствам потому, что это было в то время… запрещено. А что запрещено, то и тянет. Вообще в спорт я попал еще в школьном возрасте. Конкретно восточными единоборствами начал заниматься, когда после окончания восьми классов в 40-й школе поступил в автомеханический техникум. Занимался в спорткомплексе “Динамо” у Василия Васильевича Свалухина. Осваивал боевое самбо, каратэ. Когда в 90-м году сняли запрет с занятий восточными единоборствами, все начали определяться, чем им заниматься дальше. Нам, считаю, повезло – Мы перешли в тхэквондо. Тогда еще этот вид спорта не был олимпийским.
– Интересуетесь ли вы какими-либо другими видами спорта?
– Если говорить про себя лично, я два раза в неделю плаваю в бассейне и три раза в неделю хожу в тренажерный зал. Другие единоборства меня особо не интересуют. А как болельщик я люблю смотреть футбол, биатлон.
– Вы говорите, что много поездили по России, по миру. Наверняка было много интересных встреч с известными спортсменами, личностями. Кто-то запомнился особенно?
– Встреч было так много разных, что даже трудно кого-то выделить. Я в последнее время не пропускаю ни одного серьезного соревнования по тхэквондо. И везде много встреч. Например, в Гонконге с Джеки Чаном общался. Или была встреча с президентом международной федерации шахмат Кирсаном Илюмжиновым. Я ему лично пятый дан вручал. Я много общаюсь, хотя для меня это не самоцель – просто у меня такая работа.
– Работаете вы много, но отдыхать все-таки надо. Как это делаете?
– Честно говоря, в последние годы я не брал отпусков. Нет времени для этого. Раньше любил ездил отдыхать в Турцию, в Испанию, на море. А так, чтобы, допустим, встать на лыжи зимой и покататься, не получается. Не хватает времени.
– За вашу богатую историю жизни наверняка были какие-то интересные случаи. Не расскажете хотя бы один из них?
– Запомнился мне на всю жизнь случай в Гонконге где-то в 2000 или 2001 году. Был там чемпионат мира. На мой паспорт выписали групповую визу на 50 человек! Рядом с Гонконгом есть остров Макао. Кто не знает, это один из самых известных развлекательно-игровых центров планеты. Чемпионат закончился, был еще один свободный день и мы с друзьями решили съездить посмотреть на этот остров. Мы уже практически сели на паром. Хорошо, что один из моих друзей неплохо говорил по-английски. Ему кондуктор, что проверяет билеты, и говорит: “Ребята, а у вас есть обратная виза с Макао? Въехать вы туда сможете, а выехать – нет!” А мы думали, что Макао относится к Гонконгу. И если бы доехали, то не только я, но и еще 50 человек не смогли бы выехать из страны. Такой вот поучительный случай.
Дмитрий ЧУРОВ