20 СЕНТЯБРЯ НА 78-М ГОДУ ЖИЗНИ ПОСЛЕ ТЯЖЕЛОЙ БОЛЕЗНИ СКОНЧАЛСЯ ВЕТЕРАН УЛЬЯНОВСКОГО СПОРТА, БЫВШИЙ ИГРОК КОМАНД ПО ФУТБОЛУ И ХОККЕЮ С МЯЧОМ, ИЗВЕСТНЫЙ ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ДОЛЬНИКОВ…
ДОЛЬНИКОВ – ИЗ ПОКОЛЕНИЯ ЭНТУЗИАСТОВ
Того поколения, благодаря которому шло становление большого спорта на ульяновской земле. Это были в полном смысле романтики, для которых футбол или хоккей с мячом были самой большой любовью. Они отдавали им все, практически ничего не получая взамен. И футбол в их исполнении, по сравнению с нынешним, был более зрелищным, живым, лишенным напрочь рационализма. Много лет высокий прыгучий центральный защитник радовал их своей надежной игрой. Сначала – в “Динамо”, затем – в “Спартаке” и “Волге”. Так же, с полной самоотдачей, не афишируя свой труд, они занимались потом тренерской работой.
Одно из последних интервью с Владимиром Николаевичем было опубликовано в известной ульяновской книге “ВОЛГА” Ульяновск. Личности, события, достижения”. Сегодня мы печатаем часть беседы автора книги Олега Тишакова с Владимиром Дольниковым.
– Владимир Николаевич, расскажите, как попали в спорт, футбол. Когда это было?
– Все мое детство прошло в поселке машиностроительного завода имени Володарского. Мама – Юлия Никифоровна -всю жизнь проработала на заводе, отец – Николай Петрович -погиб, когда мне было 10 лет. Примерно тогда же началась и моя футбольная биография. Спортивное общество “Зенит”, базировавшееся на “володарке”, проводило большое количество соревнований среди подростков. В то время в Заволжье, да и во всем городе, были очень популярны соревнования уличных команд. Каждая улица имела свою команду. А в какой борьбе проходили матчи! Так что у тренеров, которые работали на машзаводе, был богатейший выбор. Причем в заводском поселке популярны были не только футбол и хоккей с мячом, но и городки, легкая атлетика, волейбол. А какой интерес был к футболу! Любой матч – это праздник. На каждом непременно был духовой оркестр, переполненный стадион.
– Как и когда вы оказались в составе профессиональной команды?
– В начале 50-х годов в городе была организована команда мастеров “Динамо”. Ее тренер Василий Георгиевич Куров обратил на меня внимание и привлек к тренировкам. Хорошо помню, как он приезжал к нам домой, разговаривал с мамой, со мной, спрашивал, хочу ли я заниматься футболом на серьезном уровне. Решение пришлось принимать весьма ответственное – ведь базировалось “Динамо” на правом берегу, тренировки проводились на “Спартаке”. Автомобильный мост через Волгу тогда еще не пустили, так что каждое утро я на пароме отправлялся на тренировку, после нее возвращался по железной дороге.
В команде тогда играли очень способные футболисты. Например, Аркадий Николаев, перешедший впоследствии в московское “Динамо”. Капитаном был Николай Мишин – его особо нет смысла представлять болельщикам. Николай Абрамов, Петр Булдаковский. Играющим тренером был Сергей Макарович Эдукарьянц… Мы успешно выступали в первенстве ЦС “Динамо”, в чемпионате РСФСР, получив в 1957 году путевку в класс “Б”.
Хоккеисты в эти годы проводили свои первые сезоны в высшей лиге, где дебютантам, конечно, было вначале трудновато. Кстати, я занимался в то время и футболом, и хоккеем с мячом. В составе “Зенита” два раза участвовал в финальных пульках за выход в класс “А” – в 1959 году в Павлове-на-Оке, а на следующий год – в Кирове.
– Владимир Николаевич, правда ли, что в 1960 году в высшей лиге союзного чемпионата по хоккею с мячом могли участвовать сразу две команды из Ульяновска?
– Такое вполне могло быть. Финальный турнир 59-го года в Павлово-на-Оке наш “Зенит” (официально команда называлась тогда уже “Волга”. – Прим. автора-составителя) начал очень хорошо – в первых двух турах мы обыграли главных конкурентов – команды Кирова и Кемерово. После очередного игрового дня главный судья турнира звонит в Москву, в федерацию, и докладывает – все службы работают нормально, нареканий со стороны команд нет, лидирует Ульяновск. Ему в ответ: “Ты что, спятил, что ли?! Ульяновск уже имеет” команду в высшей лиге, твоя задача – расширять географию русского хоккея, вот и решай ее всеми доступными средствами!” И уже со следующей игры – а мы вышли против аутсайдера, команды Комсомольска-на-Амуре – стало ясно, что “вышки” Ульяновску не видать. Судьи взялись за нас по полной программе. В итоге “расширили географию” за счет курского “Труда”, который, правда, ничем себя в высшей лиге не проявил и сразу же из нее вылетел.
– Однако вернемся к главной команде города. Весной 60-го года в Ульяновске произошло размежевание основных видов спорта по обществам. Почему и как это произошло?
– После зимнего сезона 1959-1960 годов руководители общества “Динамо” решили определиться – какой же вид они выбирают в качестве профилирующего, если так можно выразиться. “Тянуть” два вида на серьезном уровне было, конечно, тяжело. Было решено сосредоточиться на хоккее, а футбол передали под покровительство “Спартака”, которым год руководил присланный из Москвы известный в свое время игрок, а в то время уже тренер Станислав Викентьевич Леута, потом Куров, Эдукарьянц, Кулинченко, Соколов. С 1962 года футбол и хоккей вновь объединились под крышей одного общества – теперь это была “Волга”. Только футбольную возглавил Владислав Борисович Михайловский, а хоккейную – Николай Петрович Гунин.
САМ СТАРОСТИН ЕГО ЗВАЛ В “СПАРТАК”
– Почему вы в конечном итоге оказались на футбольной стороне?
– Настоял на этом Куров, который считал, что молодому парню легко будет сломаться на двух видах сразу. Да и, честно говоря, футбол меня все же больше привлекал.
– И однажды вы едва не оказались в московском… “Спартаке”…
– Как я понимаю, вы намекаете на случай с Николаем Петровичем Старостиным? Действительно, однажды я оказался в поле зрения этого величайшего тренера и специалиста. Вот как это было. Однажды, а шел 55-й год, Старостин оказался во всесоюзном судейском комитете и обратился к арбитрам с такой просьбой: “Вы ездите по всей стране, видите в деле сотни футболистов. Пожалуйста, дайте знать, если где заметите хорошего уровня центрального защитника и вратаря – “Спартак” сейчас испытывает острый дефицит на игроков этих амплуа”.
Через какое-то время ему сообщили, что есть в Ульяновске молодой, сильный, прыгучий парень. Николай Петрович, изучив наш календарь, выбрал удобное время и приехал в Ульяновск. Встретился с Куровым, посетил наш матч с тамбовским “Спартаком”, который, кстати, мы выиграли всухую – 3:0. Попросил мне ничего о цели визита не говорить, пообещав, что вызовет меня на просмотр уже в Москву. И на самом деле, где-то через неделю прислал телеграмму с приглашением. И мы с Василием Георгиевичем отправились в столицу. До сих пор помню, как я выходил на тренировку на базе “Спартака” в Тарасовке – ноги дрожали. Еще бы: вокруг Нетто, Сальников, Татушин, Огоньков, Ильин, Масленкин – футболисты, ставшие через год олимпийскими чемпионами. Как они играли в касание – ничего более совершенного я никогда больше не видел! Что касается меня, то испытание я прошел. Мне сказали, что команде я подхожу. Но сыграть в ней так и не довелось… Виной тому мой призывной возраст. Это чуть позже все научатся “решать” армейскую проблему, а тогда она оказалась не под силу даже столичному “Спартаку”. И я вынужден был вернуться на родину, где меня практически тут же и призвали в Вооруженные Силы.
– БЫЛ ЛИ У ВАС КУМИР В ФУТБОЛЕ?
– Интересные защитники были в московском “Динамо”. Но больше других мне нравился Альберт Шестернев из ЦСКА. Это был настоящий боец.
– В 1976 году Ульяновск волевым решением был лишен большого футбола. Команду “Волга”, где вы были тренером, расформировали. Почему?
– В “Волге” произошла смена поколений. В команду пришла талантливая молодежь, которая год от года улучшала игру. Поэтому мне до сих пор непонятно, чем руководствовались местные власти, ликвидируя “Волгу”. Были, конечно, финансовые проблемы, но при желании их можно было решить. А так на 19 лет наш город остался без большого футбола.
– Ваша карьера игрока была прервана из-за тяжелой травмы?
– Да, они не обошли меня стороной. О всяких ушибах и ссадинах даже не говорю – их не счесть. По серьезному – ломал ногу, ключицу, а совсем покинул поле из-за трещины в крестце -ее я получил в игре сезона 63-го года против новомосковского “Химика”.
– Вы стали тренером. Трудно было?
– Пригодился опыт двухлетней работы вторым тренером у Николая Петровича Гунина. А потом я окончил Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта. Так что запас теоретических знаний и практических навыков для начала самостоятельной тренерской карьеры у меня имелся. После расставания с зеленым полем остался в роли тренера в профсоюзной спортшколе.
– Как родилась идея создать специализированный хоккейный класс в одной из школ города?
– Мы удачно подгадали момент – в 1980 году в нашей стране проходила Олимпиада и интерес к спорту был огромный. А идея была такой – собрать в одном классе одаренных ребят, появившихся в поле нашего зрения, и обучать их хоккейному мастерству. Сделать это было непросто, препятствий было много. Кое-кто вообще недопонимал самой сути организации такого класса, который в дальнейшем себя все-таки оправдал. Большую лепту в общее дело внесли тогдашний директор школы Радий Николаевич Шаркаев и руководивший в то время “Зенитом” Аркадий Иванович Косоуров. Набрали мы пятиклассников и несколько лет упорно шли к цели. Считаю, что задачу свою выполнили. Ребята дважды – в 1985 и 1986 годах – выиграли первенство страны, один раз, в 87-м, добыли “серебро”. Особенно памятной стала победа в 85-м году. Турнир, в котором участвовало восемь команд, получился напряженным и трудным. Мои с Вячеславом Сергеевичем Дорофеевым воспитанники последовательно обыграли красноярский “Енисей” (6:2), кировскую “Родину” (7:4), горьковский “Старт” (5:3), иркутский “Локомотив” (5:4), мурманский “Труд” (9:6) и лишь в предпоследнем туре уступили кемеровскому “Кузбассу” (3:5). Однако без потерь никто не обошелся, так что в последнем туре нам для общей победы хватило и ничьей с первоуральским “Трубником” (1:1). Ставший лучшим бомбардиром турнира Саша Грехов, а также Сережа Савенко, Андрюша Овченков и Артур Федоров стали кандидатами в юношескую сборную страны.
Жаль только, что впоследствии многие ребята из того класса разъехались по разным городам. Тем не менее, горжусь, что нам удалось вырастить для русского хоккея прекрасных игроков – Грехова, Савенко, Федорова. Считаю, как тренер помог и ульяновскому футболу – среди моих воспитанников – известные игроки и тренеры Александр Королев и Валерий Денисов.
Беседовал Олег ТИШАКОВ
Из досье “Чемпиона”
Родился 24 июня 1935 г. в Ульяновске. С 1956 по 1974 гг. играл в футбольных командах мастеров Ульяновска (“Динамо”, “Спартак”и “Волга”). Центральный защитник. Много лет работал с юношескими командами Ульяновска, был тренером юношеской “Волги”, х ставшей победителем (1985 и 1986 гг.) и серебряным призером (1987 г.) чемпионата СССР среди юношей по хоккею с мячом. Среди его воспитанников – Артур Федоров, Александр Грехов, Сергей Савенко, Андрей Кулагин, Тимофей Кудрявцев и многие другие. Работал на административной должности в ФК “Авангард”, когда команда 10 раз выигрывала чемпионат Ульянов-