Не за горами холода, а с ними – их вечные спутники: простуды, вирусы.
Каждый год эпидемиологи пугают нас новыми видами заболеваний, человечество пережило вспышки свиного, птичьего гриппа, атипичной пневмонии. О возможных опасностях этой осени и мерах профилактики мы говорим с заведующим отделом особо опасных инфекций Центра гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области, доктором медицинских наук, профессором кафедры инфекционных и кожно-венерических болезней УлГУ Александром НАФЕЕВЫМ.
– Александр Анатольевич, только за последние годы мы узнали о стольких новых видах вирусов, порой смертельных! Неужели и этот сезон принесет очередные напасти?
– Имя новой атаки, которая может всерьез угрожать человечеству, – грипп, вызванный реассортантным вирусом А(H3N2)v. По данным международных координаторов Всемирной организации здравоохранения, по состоянию на середину августа в девяти штатах США среди детей до 18 лет зарегистрировано 225 случаев подобных заболеваний. Этот вид вируса имеет в своем составе ген матричного белка уже знакомого нам пандемического гриппа A(H1N1).
– В чем особенности очередного врага, который может напасть на нас?
– Заболевания протекали преимущественно в легкой форме с симптомами, характерными для сезонного гриппа, – лихорадка, кашель, фарингит, ринорея, мышечная и головная боль. Госпитализация требовалась не всегда, смертельных исходов не зарегистрировано. Большинство заразившихся имели контакт с животными (свиньями). При этом отмечена ограниченная передача вируса гриппа от человека к человеку. Но не исключаются возможность его более активного распространения, а также мутация вируса и более тяжелое течение болезни.
– Обычно грипп приходит к нам из Азии, а тут источником может стать Америка…
– В других странах единичные случаи заражения выявлялись еще в 2011 году, но в этом году под пристальное внимание эпидемиологов попали США. Почти все случаи инфицирования H3N2v в Штатах были связаны с сельскохозяйственными ярмарками либо с посещением свиноферм.
В государствах Европы новые вирусы гриппа A(H3N2)v не выявлялись ни среди животных, ни среди людей. Но не секрет, что вирусы гриппа постоянно эволюционируют и непредсказуемо меняют характеристики и поведение. Поэтому Всемирная организация здравоохранения не исключает осложнения эпидемиологической ситуации.
– Как мы знаем из новостей, часто работа над созданием вакцины начинается, когда ситуация уже выходит из-под контроля. Сегодня можно говорить о каких-то более или менее серьезных методах защиты?
– Насколько мне известно, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко дал указания соответствующим органам и учреждениям о принятии дополнительных мер по усилению эпидемиологического надзора и вирусологического мониторинга за циркуляцией вирусов.
Увы, специфической вакцины против H3N2v на данный момент не существует, и прививка против сезонного гриппа не обеспечит защиты от данного типа вируса. Вероятно все доступные методы исследования будут выявлять инфицирование вирусом гриппы А. Однако молекулярные анализы не позволяют отличить вирус H3N2v от сезонного гриппа A (H3N2), чувствительность и специфичность молекулярных анализов для выявления вируса H3N2v неизвестны.
По клиническим признакам инфекцию, вызванную вирусом, также невозможно отличить от сезонного гриппа А или В. Следовательно, при подозрении ключевым должен считаться фактор недавнего (за неделю до проявления симптомов гриппа) контакта больного с животными (свиньями) или близкого контакта с человеком, который мог с ними “общаться”.
Поскольку информации у специалистов мало, каждый из нас должен соблюдать меры личной и общественной профилактики гриппа и ОРВИ, не забывать о безопасности при обращении с животными, своевременно обращаться за медицинской помощью и не заниматься самолечением.
– Почему в США пострадали только дети?
– Ограниченные лабораторные исследования крови позволяют предположить, что у детей в возрасте до 10 лет отсутствует иммунитет к вирусу H3N2v, и поэтому они, вероятно, будут наиболее восприимчивы к заражению. Подростки и молодые люди могут иметь перекрестно-реагирующие защитные антитела, но у некоторых из них тоже можно ожидать восприимчивость к вирусу. У людей среднего возраста и пожилых более низкий уровень защиты, и они также в группе риска.
Как известно, грипп страшен осложнениями, и данный тип не исключение. В известных специалистам случаях имели место обострения основных заболеваний, например астмы. Особо опасна болезнь для тех, кто страдает хроническими легочными, сердечными, гематологическими, неврологическими недугами, заболеваниями почек, печени, а также и другими, включая ожирение.
– Даже если удастся избежать распространения вируса H3N2v, эпидемия обычного сезонного гриппа – неизбежный атрибут холодного времени года. Не пора ли защищаться?
– Циркуляция вирусов сезонного гриппа ожидается осенью и зимой. Следовательно, рекомендуется вакцинация – прививки можно делать всем взрослым и детям старше шести месяцев при отсутствии медицинских противопоказаний. Будьте здоровы!
Самые страшные эпидемии гриппа за последние 100 лет
Пандемия гриппа – явление, к счастью, редкое. В 20-м столетии было зарегистрировано три вспышки.
Испанский грипп в 1918-1919 годах унес жизни более 50 миллионов человек во всем мире. Причем только за первые 25 недель грипп убил 25 миллионов. Для сравнения: СПИДу на это потребовалось 25 лет.
Азиатский грипп в 1957-1958 годах стал причиной смерти около 4 миллионов землян.
Гонконгский грипп в 1968-1969 годах привел к летальному исходу в миллионе случаев.
“Звёздная” болезнь
Первые сведения о гриппе относятся к 412 году до нашей эры. Именно тогда величайший врач древности Гиппократ описал заболевание, очень похожее на грипп. У больных резко повышалась температура, болели голова и мышцы, появлялась боль в горле. При этом главной особенностью болезни была невероятная заразность.
В Средние века вспышки гриппа не были редкостью, в народе для него даже придумали специальное название — “итальянская лихорадка”. Больных гриппом лихорадило от высокой температуры, и многие грешили на солнечную Италию, предполагая, что именно там находится источник заразы.
В чем причина появления таинственных эпидемий — размышляли врачи и философы. В некоторых странах на этот счет были свои объяснения. В Италии, например, считали, что во всем виновато особое расположение звезд и луны. А вот педантичные немцы обратили внимание на то, что болезнь приходит зимой, и предположили, что во всем виноваты моченые яблоки и соленая рыба, основная “зимняя” пища. Общее же мнение гласило: “На все воля божия”. Считалось, что эпидемия — наказание за грехи, и можно только молить Бога, чтобы болезнь обошла стороной. Впрочем, такая профилактика была не слишком действенной.
В исторических документах сохранились упоминания о крупных эпидемиях гриппа 1510 и 1580 гг. Последняя произвела настолько неизгладимое впечатление на современников, что ее детально зафиксировали в летописях. Так появилось первое строго задокументированное описание эпидемии гриппа. К XVI веку болезнь уже была подробно описана, но все еще оставалась безымянной. Свое первое официальное название заболевание получило в том же веке в Италии. Назвали его “инфлюэнца”. По поводу происхождения этого слова существует несколько гипотез. Согласно одной из них, ученые, отчаявшись найти причину болезни на Земле, стали искать ее на небе. Астрологи предположили, что появление болезни связано с влиянием звезд. Когда небесные светила выстраиваются в особую последовательность, на человечество обрушивается эпидемия. Слово “influenza” в переводе с итальянского языка как раз и означает “влияние, воздействие”.
Другое официальное название болезни — “грипп” возникло три века спустя и произошло от французского слова “gripper” и английского “grip” – “схватывать”.
Вопрос “Откуда берется вирус гриппа и где он прячется между эпидемиями?” задавали себе многие исследователи. Единственное, что им удалось установить, — вирус циркулирует из Южного полушария в Северное и обратно. В осенне-зимние месяцы он на севере, в весенне-летние — на юге. И в течение всего года вспышки гриппа случаются в районе экватора. Возможно, там и находится родина гриппа. Некоторые ученые предполагают, что в перерыве между эпидемиями вирус дремлет в организмах птиц и животных. Это только гипотезы, надежных доказательств пока нет.
Ольга НИКОЛАЕВА