Мода проходит, а боди-арт остается. Искусство украшать тело рисунком – вот он, самый древний способ выделиться среди серой массы! Корреспонденты UL-PEOPLE решили на себе испробовать, что такое боди-арт, и отправились к ульяновскому мастеру Астхик Матевосян. Смотрите, что из этого получилось.

Покрывать тела гипсом и  надрезами, выполнять изнурительные дыхательные упражнения, жёчь на себе волосы… К счастью, ничего из этого нас делать не заставили – на такие жертвы шли в 60-х, когда на свет появился авангардный, доселе незнакомый боди-арт. Сегодня роспись по телу требует меньше «жертвоприношений» – лишь кисти мастера  и терпения модели.

На  этот раз холстом для  художника стали я – Нелли Хачатрян –  и Татьяна Герман. На  несколько часов нам запретили улыбаться и даже разговаривать. Нужно признаться, что выдержали мы испытание с честью.

«Называйте меня просто – Звезда», – так нас встретили в мастерской художника. Оказалось, девушку, которой предстояло поколдовать  над нами, правда так зовут друзья. Ее паспортное имя «Астхик»  в переводе с армянского – «Звезда».

Визажист, дизайнер, мастер по боди-арту Астхик делает звездами других вот уже четыре года. Пока она меняет нас до неузнаваемости, узнаем много нового о ней самой. Как шутит  девушка, когда-то она променяла скальпель на кисть для макияжа. Мечта стать хирургом неожиданно завела ее на специальность графического дизайна.

«Желание заниматься боди-артом пришло внезапно. Четыре года назад в одном из салонов красоты в  Ереване  я увидела, как одной невесте наносят рисунок в области шеи. Меня это привлекло, я подумала, что можно это повторить, придумав свой эскиз. Спустя месяц мне посчастливилось выполнить свою первую работу для одной знакомой, у которой тоже состоялась свадьба.  Первый блин не оказался комом. С тех пор пошли клиенты».

Боевая раскраска воинов перед охотой или сражением, красочные изображения, наносимые на тело перед религиозными обрядами, –  это лишь зачатки того, что мы сегодня называем боди-артом.

«Для того чтобы освоить искусство боди-арта, нужно потратить много времени. Цвет, законы составления композиции, правила создания грамотного макияжа – все это лежит в основе боди-арта». 

Сочетание рисунков на теле с танцем, мимикой и жестами позволяет особенно ярко раскрывать ту историю, которую художник стремится представить, поэтому боди-арт  обосновался на обложках журналов и в фотогалереях, его используют для театральных представлений и рекламных плакатов.

Раскрашенных красками людей  редко увидишь на городских улицах или в офисах компаний, потому что насколько бы ни был раскован современный человек, представить боди-арт во всей его полноте в будничной жизни довольно сложно. Фотосессии, карнавалы, презентации – это та стихия, где боди-арт предстает во всей своей красе.

«Чаще обращаются молодые девушки, реже – мужчины. Сегодня очень популярен так называемый менди – рисунок хной, состоящий  из множества мелких узоров. Девушки перед свадьбой часто просят сделать менди на руках, ногах или плечах. Традиция менди пришла к нам из Индии, где нанесение рисунка пастой из хны связано с традициями и ритуалами, например, есть особые свадебные мотивы».

Невербальный язык тела. В качестве «сырой реальности» в боди-арте выступают  тела. Рисунки наносятся гуашью, акриловыми красками или хной. Гуашь доступнее, но держится хуже – более ломкая и отваливается на месте изгибов или складок. Акриловые краски ложатся лучше, держатся дольше, но труднее смываются. Самый распространенный вариант – смесь гуаши и акрила.

Хна  держится дольше всех: до трёх недель, но в основном представлена только коричневым и красным цветами. Конечно, хна для менди и для окрашивания волос различается, несмотря на то, что она получается из одного растения. Хну для менди получают из самых верхних листочков, где концентрация красящих веществ самая высокая.

Мастер по боди-арту Астхик Матевосян

«На своих сегодняшних моделях я рисую профессиональными красками для боди-арта. На  одну такую кропотливую работу уходит около двух часов.  Все зависит от сложности и величины рисунка. Что будем  рисовать, обычно обговаривается заранее, но, как только мы приступаем к делу, все кардинально меняется, приходится импровизировать. Приятно работать, когда клиент полностью отдает свое тело на мое усмотрение»

Татьяна Герман под кисть мастера по боди-арту села впервые, впрочем, как и я. Глядя, как на глазах  меняется подруга, я, к тому времени уже полностью разрисованная под гейшу, не верила своим непривычно узким   глазам. В Танечку вселился другой человек, не иначе. Такой  «двуличной»  я ее еще не видела.

«Узор мы с Астхик выбрали специфический: с каждым движением кисточки я ощущала, как на моем собственном лице появляется еще одно. С  этим нарисованным человеком пару часов мы жили будто параллельными жизнями.  Сквозь черную краску я чувствовала, если хотите, характер этого носатого товарища – и, думается мне, это был темпераментный мужчина!»

Меня, признаться, также не покидало ощущение, что в зеркале на меня смотрит «не я». Гейша, просто японка, но никак не я.

Оказалось, что проблемы самоидентификации с боди-артом на лице не редкость…

Но, как только мы стали спокойны за свои реальные сущности, пошли смывать «фейсы».

Автор – Нелли Хачатрян

Фото Юля Липатова и из личных архивов Астхик Матевосян

Спасибо фото-студии «Diva-foto» за предоставленную съёмочную площадку.