Такой ответ дали разработчики законопроекта «О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий» на вопрос «Где же можно будет проводить массовые мероприятия?». В четверг в общественной палате власть и общественники за круглым столом обсудили разрабатываемый в связи с необходимостью приведения в соответствие с федеральным законом документ. В начале встречи председатель палаты Нина Дергунова напомнила: несмотря на то, что в зале собрались люди очень активные и неравнодушные, нужно вести себя спокойно и работоспособно, не давая в выступлениях каких-то оценочных суждений. Но ожидать спокойствия при такой бурной реакции общественников, которую уже вызвала информация о законопроекте, и, прежде всего, опасения о том, что теперь митинговать можно будет только в полях, пожалуй, не стоило.

Отведут места

Начали круглый стол по обсуждению законопроекта «О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий», предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с разъяснения статей законопроекта. Напомним, для его разработки была создана рабочая группа под председательством заместителя председателя правительства области Николая Маркина. В нее вошли юристы, представители общественной палаты, Заксобрания, администрации Ульяновска.

Представитель рабочей группы, директор департамента общественной безопасности облправительства Людмила Крутилина сообщила, что целью данного законопроекта является приведение регионального закона в соответствие с федеральным и обеспечение безопасности при проведении публичных мероприятий.

Далее она прошлась по всем статьям законопроекта.

Так, во второй статье говорится о минимально допустимом расстоянии между лицами, осуществляющими пикетирование, которое должно определяться законом субъекта РФ. Оно не может быть более 50 метров. Ульяновский законопроект определил это расстояние для нашего региона в 50 метров.

Третья статья посвящена единым специально отведенным или приспособленным для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений местам. Согласно федеральному закону их должны определить органы исполнительной власти субъекта. В законопроекте говорится о том, что на территории области они определяются правительством Ульяновской области по представлению исполнительного органа госвласти Ульяновской области, уполномоченного в сфере развития местного самоуправления и поддержки некоммерческих организаций.

Эти места должны иметь официальные границы. Если нет ограждения, границы территории обозначаются на местности информационными знаками. Информационные знаки устанавливаются по периметру границы специально отведенного места, а также в местах предполагаемого прохода людей. Как пояснила Крутилина, после определения мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Впрочем, закон не исключает, что публичные мероприятия могут проводиться не только в отведенных местах, но и в иных местах, но только после согласования с органом власти.

Законопроект определяет и порядок использования специально отведённых мест. По словам Крутилиной, в соответствии с федеральным законом, порядок использования специально отведённых мест, нормы наполняемости мероприятий, уведомление о которых не требуется, устанавливаются законом субъекта.

В законопроекте говорится о том, что специально отведённые места могут использоваться только для проведения публичных мероприятий. Но, как сообщила Крутилина, этот пункт вызвал разногласия в рабочей группе. Получается, что если место использовать только для публичных мероприятий, то спортивные и культурно-массовые мероприятия там проводить уже нельзя. В связи с этим, уточнила она, данный пункт будет дорабатываться.

Предполагается, что в одном и том же специально отведённом месте в одно время нельзя проводить несколько публичных мероприятий (за исключением одиночного пикетирования).

Как пояснила Крутилина, в соответствии с федеральным законом, при проведении публичного мероприятия, численность которого составляет 100 человек, уведомление о его проведении не требуется. В связи с этим, может сложиться ситуация, когда несколько организаций в одно и то же время будут проводить мероприятия, и в одном месте окажутся 300-500 человек. Чтобы избежать конфликтов, организаторам мероприятий предлагают подавать регламент (повременное расписание мероприятия) о проведении мероприятия.

Также согласно федеральному закону, субъекты должны сами установить норму предельной заполняемости одного специально отведённого места. При этом она не может быть менее ста человек. В ульяновском варианте законопроекта данная норма составляет один человек на один квадратный метр площади специально отведённого места. Предельная численность участвующих в одном публичном мероприятии, проводимом в одном специально отведённом месте, уведомление о проведении которого не требуется, составляет 100 человек.

«Собираться можно везде, где не запрещено законом»

Наконец, самая спорная статья законопроекта, касающаяся мест, в которых на территории Ульяновской области запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций. Вызвала она споры и на круглом столе. Напомним, согласно федеральному закону, в целях защиты прав и свобод человека, обеспечения порядка и безопасности, субъекты дополнительно определяют эти места (кроме мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается в соответствии с федеральным законом).

По законопроекту, такими местами в Ульяновской области могут стать здания и территории речных, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, аэропортов, тротуары, остановочные пункты, здания и территории детских и образовательных организаций, культовых, медицинских и физкультурно-спортивных организаций, детские и спортивные площадки. Кроме того, к таким местам могут отнести территории, прилегающие ближе, чем на 50 метров к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, жилым домам и многоквартирным домам, а также к зданиям, занимаемым государственными и муниципальными учреждениями.

По информации Крутилиной, внести в законопроект объекты культурного наследия предложили в департаменте по охране объектов культурного наследия. Она напомнила также, что вопрос о проведении публичных мероприятий на территории объектов культурного наследия у нас урегулирован постановлением правительства Ульяновской области.

Впрочем, объяснения разработчика не дали ответов на ряд важнейших вопросов жителей области. Пожалуй, один из самых главных вопросов озвучил лидер региональной КПРФ Александр Кругликов: если почти везде запрещено собираться, а где же можно?

«Собираться можно везде, где не запрещено законом», – был ответ Крутилиной, вызвавший «аплодисменты» общественности, похоже, и не ожидавшей ничего другого. Тем не менее, на разработчиков посыпались и остальные вопросы в надежде все же получить на них ответы. При этом о порядке и регламенте проведения самого круглого стола, к которому в начале встречи призывала Дергунова, собравшиеся забывали, эмоционально выражая возмущение законопроектом.

Мы – чиновники, акции никогда не проводили

Впрочем, были и предложения. К примеру, продумать пояснительную записку к законопроекту, переформулировать понятие «ограждение» в третьей статье и продумать, кто и за чей счет будет устанавливать информационные знаки.

Был поднят вопрос порядка проведения мероприятий, связанных с памятными датами, а также с религиозных и рекламных мероприятий: как классифицировать их в соответствии с новым законопроектом? Крутилина пояснила, что на мероприятия, связанные с памятными датами, он не распространяется. А для религиозных и рекламных есть отдельный закон.

«Вы понимаете социально-политические последствия нового законопроекта?», – уже слышался другой вопрос из-за круглого стола. Мы – чиновники, отвечают разработчики, акции никогда не проводили, постарались сделать законопроект и для этого к вам и обратились, ждем от вас предложений.

Но собравшиеся снова предложили назвать специально отведенные места, в которых будет можно собираться, а также пояснить вопрос необходимости предоставления регламента. И получили ответ: места пока не назовем, а регламент нужно представить, чтобы устанавливать очередность мероприятий и избегать конфликтов. Кстати, на круглом столе высказали предложение дать возможность организаторам мероприятий решать этот вопрос между собой, не передавая ее власти. «Иначе получается мероприятие без уведомления, но с уведомлением», – резюмировали в зале.

Выступавший далее член общественной палаты Ульяновской области Александр Брагин также отметил первоочередную необходимость определения мест, где можно собираться, а также прояснить понятие «общий умысел» и пункт относительно памятников наследия. Кстати, Брагин предложил и свой проект данного закона.

Сопредседатель ульяновского общественного движения «За достойную жизнь» Евгений Лытяков поднял другой важный вопрос – размытости понятий в новом документе, из-за чего могут начаться недопонимания, в том числе с правоохранительными органами. Вообще же на круглом столе говорилось и о нарушении Конституции. По мнению ряда общественников, главной задачей законопроекта является загнать людей «кое-куда». Впрочем, то, что закон будет неукоснительно исполняться, они уверены, так как разработан, по их мнению, в интересах власти.

Без уведомления, но с уведомлением?

Кстати, ближе к концу круглого стола перешли и к ответственности правоохранительных органов и властей, а не только организаторов мероприятий – ее тоже необходимо прописать в законе. Дело в том, что на практике, несмотря на отсутствие необходимости уведомления, считают общественники, появится много причин отказать в проведении мероприятия. Представитель полиции, присутствовавший на встрече, заверил собравшихся, что законопроект Конституцию не нарушает, а на специально выделенные места можно будет выйти без уведомлений.

Среди других предложений, высказанных на круглом столе: отнести к специально отведенным местам площади, снять ограничения относительно возможности проведения мероприятий у жилых домов, если они проводятся в интересах жильцов этих домов, убрать понятие тротуары и пункт относительно объектов культурного наследия.

Дергунова настаивала на необходимости предоставления примерного списка мест, которые тоже должны быть обсуждены общественностью. Необходимость предоставления регламента она назвала превышением полномочий власти: по ее мнению, организаторы должны сами определять последовательность мероприятий, а власть просто ставить в известность.

Кроме того, собравшиеся предложили сократить дистанцию до объектов культурного наследия и зданий органов власти с 50 метров до 10-20 метров.

В конце встречи слово снова взял Александр Кругликов, который теперь уже эмоционально и прямым текстом отметил ограничительный характер закона, который принимается в интересах не горожан, а власти, чтобы «люди не смели разинуть рот». «Мы восстанавливаем памятники, а нам запрещают к ним подходить! – удивлялся Кругликов. – Нет ни слова об ответственности чиновников!».

Кстати, на круглом столе предложили включить в законопроект пункт об участии в протестных акциях представителей власти и, если они окажутся виноватыми, определять меры ответственности.

В конце встречи Нина Дергунова сообщила, что все предложения будут переданы рабочей группе. Кроме того, она напомнила, что у общественной палаты есть право законодательной, и можно сформировать рабочую группу и подготовить альтернативный законопроект. Свои предложения также можно в течение недели внести в общественную палату.

Свое заключение относительно заокнопроекта палата даст в начале октября.