В Ульяновске открыли первую «почти человеческую» лечебницу для животных: рентген, доступный даже морским свинкам, операции по поводу пороков сердца и других серьёзных болезней, а скоро – и электронные очереди. Таких лечебниц в стране – раз и обчёлся. Не удивительно, что уже сейчас в «Центре симбирской ветеринарии» вместе с обычными псами лечатся экзоты – филины и орлы. С репортажем из фешенебельной лечебницы для «шерстяных» пациентов – Татьяна Герман.

Лапы болят, хвост отваливается…

Операцию доктор Александр Пломм назначил ровно через 20 минут. В коридоре – нервно, но все же мирно поскуливает пациентка. Рядом с Эльвирой Сергеевной – так совсем по-человечьи зовут собаку – волнуются хозяева. Люди в белых халатах пару предупреждают сразу: стерилизация псины займет не меньше часа.

Пломм не волнуется: опыт у доктора солидный. После действия наркоза собаку переносят в операционную. Подход к хирургическим манипуляциям такой же, как в человеческой клинике. Смена халатов, перчаток, набор одноразовых инструментов. А главное — сама подготовка животного. Живот тщательно выбривают, а тело почти целиком заматывают пленкой. Чтобы на рану не попал ни один волосок.

Ветеринарная клиника очень напоминает обычную больницу. В воздухе – стойкий запах лекарств, есть специальные отделения, где животные находятся под постоянным наблюдением врачей.

Большинство животных, по словам Пломма, осмотры и процедуры переносят, как люди. То есть немного нервничают, немного ворчат, но терпят. Настоящих «буйных» мало, как мало и тех, что не боятся уколов, перевязок, операций.

«Работа с животными – это целая психология, нужно понимать настроения хвостатых:  но лихачества с пациентами мы себе не позволяем, – добавляет он. – Реакция животных зависит исключительно от темперамента. На уколы пациенты реагируют по-разному: одни – покладистые, другие – нервничают и поддаются доктору, только когда рядом хозяин. Кто-то пытается укусить, кто-то  – приласкаться, кто-то просто боится и пытается спрятаться».

На прием к ветеринарам попадают не только домашние любимчики. В этой ветклинике уже побывало немало раненых или больных бездомных животных, которых привозят сострадательные люди. Так, кроме псов, котов и грызунов, в Центре появились экзотические животные.

Панкреатиты, мочекаменные болезни, холециститы, пороки сердца и даже рак – Мурки и Барбосы сталкиваются с теми же проблемами со здоровьем, что и их хозяева. Тот, кто когда-нибудь держал дома животных, знает – питомцы болеют не меньше, чем люди, и страдания усатых и хвостатых от ран или «болячек» так же тяжелы.

«Очень часто в клинику приводят собак с пироплазмозом.  Хорошо еще, если хозяева вовремя заметят, что хвостатого укусил клещ… Заболевание-то, между прочим, смертельное.

«Все зависит от предварительного диагноза: если заболевание сердечное – отправляем на ЭКГ, если травма – делаем рентген, если беспокоят внутренние органы  – выписываем направление на ультразвуковое исследование».

Кошки и собаки в «ситуации» попадают в равной степени. Но Барбосов чаще сбивают автомобили, а Мурки – выпадают из окон. Оттого и основные диагнозы здесь – переломы, вывихи и серьезные ушибы. Чтобы покалеченная лапа больше не беспокоила, пациенту ставят аппарат Илизарова – в точности схожий с человеческим.

Дежурный врач листает журнал посещений, подсчитывая, сколько животных в день нуждаются в помощи. В среднем выходит до 30 пациентов, не считая повторных осмотров.

Семь раз отмерь, один – сфотографируй. В рентген-кабинете этот принцип – закон, потому что пациенты так и норовят увернуться и сбежать. Это сейчас сквозь уникальные лучи «просвечивают» даже кроликов и морских свинок, а раньше больным животным приходилось выстаивать очередь в травмпункт наравне с людьми.

«Тут у нас единственный общедоступный рентген для животных. Раньше зверушек «снимали» в основном в травмпунктах для людей, причем часто незаметно для основных посетителей… Этакий рентген из-под полы… Теперь животное «прятать» не нужно – приводите питомца и официально отправляйтесь на цифровой рентген», – говорит Александр Пломм.

Таких больниц в стране по пальцам пересчитать, и есть они только в крупных городах. Одно жаль: такой уровень комфорта оценят не все животные. Едва прием у кардиолога закончился, немецкая овчарка с лаем срывает бесчисленные датчики и отправляется исследовать клинику.

Мохнатых, усатых и рогатых пациентов – домашних питомцев, сельскохозяйственных животных и птиц – в «Центре симбирской ветеринарии» обслуживают в режиме «единого окна». Скоро заработают и электронные очереди.

Это лаборатория. Банки и склянки с анализами питомцев хозяева приносят сюда. Если животному нужна, к примеру, срочная операция, результаты медики выдают экстренно, не успеет пройти и пара часов. Тут же можно сдать тест на вирусы и бактерии или и вовсе – принести на проверку качества кошачий или собачий корм.

Уши, лапы и хвост – вот мои главные документы

«Паспорт, пожалуйста», – и хозяева действительно из сумок-котомок достают собачьи паспорта с вклеенной фотографией и полным перечнем полученных прививок и осмотров. Без этого документа отправиться в длительное путешествие на человеческом транспорте – автобусе, поезде или самолете – практически нереально.

Семилетний пудель Глория вместе с хозяевами едет отдыхать на море. Без специального разрешения в купе поезда она проберется вряд ли.

Корниш рекс Киара и «шотландка» Фрося в клинику тоже пришли за справками. Хозяйки повезут их на престижную кошачью выставку в Сызрань. Черепаховой Дженнифер и вовсе – предстоит лететь самолетом. На это тоже нужно спецразрешение и проверка у ветеринара.

Пока места в клинике хватает, впрочем, врачи уже задумались о расширении. В «Центре симбирской ветеринарии» мечтают о стационаре, где можно было бы содержать животных на протяжении всего времени лечения. Но пока это только перспектива.

Записать на прием своего питомца можно по адресу: улица 12 Сентября, 94. Или по телефону 30-13-44.

Автор – Татьяна Герман

Фото – Юлия Липатова и из архива «Центра симбирской ветеринарии»