Уже несколько лет в Ульяновской области обсуждается создание национального парка «Сенгилеевские горы», однако до сих пор не проведена государственная экологическая экспертиза этой территории, а экономическое обоснование, сделанное пять лет назад за федеральные деньги, устарело. Почему «проект» затянулся и не потеряем ли мы ценные природные ландшафты, пока оформляются бумаги? Эти и другие вопросы обсуждались в пятницу на заседании региональной экопалаты.
Все устарело
Руководитель управления Росприроднадзора по Ульяновской области Александр Каплин рассказал о некоторых «подвижках» в данном вопросе еще в 2007 году, когда за счет федеральных средств было разработано экономическое обоснование по созданию национального парка и проведено согласование с органами местного самоуправления, региональной власти и федеральными структурами.
Тогда тема «повисла в воздухе» из-за отсутствия государственной экологической экспертизы. По словам Каплина, ее должен был проводить Росприроднадзор, однако эта структура не могла выступить заказчиком экспертизы самой себе. «На сегодняшний день материалы устарели, их нужно перерабатывать», – сообщил Каплин.
Однако на экспертизу также необходимы средства. «В прошлом году мы просили помощи у регионального министерства – чтобы они взяли на себя расходы и выступили заказчиком проведения государственной экологической экспертизы, так как сами себе заказать ее мы не имеем права. Но в областной программе на это средств не было предусмотрено, и мы получили отказ».
В этом году, далее поясняет Каплин, запрашивались средства в федеральном бюджете, чтобы провести новое межевание, новое согласование и переработать устаревшие материалы. «Но получили ответ из Росприроднадзора, что в настоящее время положением о Росприроднадзоре вообще не предусмотрены какие-либо мероприятия по созданию ООПТ, а только контрольные на территориях ООПТ федерального значения. Никаких других полномочий у Росприроднадхора в части ООПТ нет. Поэтому на сегодняшний день мы не можем ни финансировать, ни выступать инициаторами создания ООПТ».
Александр Каплин отметил, что с инициативой создания нацпарка федерального значения к министерству природных ресурсов РФ должен обращаться губернатор. Но в любом случае потребуется переработка документации, на которую уже потрачены бюджетные деньги.
Другой, не менее, интересный вопрос – территория будущего национального парка
Вполне вероятно, что она может быть уменьшена от запланированных ранее 50 тысяч гектаров. Напомним, здесь уже создана особо охраняемая природная территория областного значения «Государственный комплексный (ландшафтный) природный заказник «Сенгилеевские горы» площадью 36 тысяч гектаров. Дмитрий Федоров сообщил, что облправительство предпринимает шаги, чтобы по максимуму сохранить территорию. На сегодняшний день территория заказника составляет свыше 39 тысяч гектаров. Оттуда уже исключены все месторождения и нарушенные ландшафты, помимо земель гослесфонда туда вошли земли сельскохозяйственного назначения и других категорий, которые представляют ценность.
Что касается непосредственно создания национального парка, то, как сообщил Каплин, в настоящее время обсуждается и другой принципиальный вопрос – с чего начать? Есть несколько мнений: делать по максимуму, то есть возвращаться к изначальным 50 тысячам гектаров, или создавать нацпарк в границах существующего регионального заказника с целью сохранения типичных и эталонных лесостепных, степных и лесных растительных сообществ Приволжской возвышенности, образующих характерные лесостепные ландшафты Среднего Поволжья, разрушить которые легко, а восстановить невозможно. После создания национального парка добавить дополнительные ценные в природоохранном отношении территории к существующей территории нацпарка будет проще и менее затратно.
На экспертизу и доработку проекта может понадобиться от миллиона до пяти миллионов рублей
Такие предварительные цифры прозвучали на экопалате. Что касается текущего финансирования заказника, то, как сообщил Дмитрий Федоров, начиная с 2008 года финансируются три «штатные единицы», созданные в Сенгилеевском лесничестве специально для того, чтобы заниматься вопросами заказника. В общей сложности за счет финансирования этих единиц и ежегодного выделения средств по линии областной целевой программы по охране окружающей среды ежегодно на эту территорию выделяется более одного миллиона средств из регионального бюджета. Кроме того, там проводятся мероприятия совместно с экологическими организациями, вузами и т.д.
Возвращаясь к инициативе, которую должны проявить местные власти, Дмитрий Федоров сообщил, что письма федералам писались неоднократно, а в октябре губернатор области Сергей Морозов должен встретиться с министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергеем Донским по вопросу ходатайства об ускорении создания национального парка. Федоров также отметил, что за последние годы были проведены три экспедиции, которые подтвердили, что флора и фауна соответствуют тем критериям, которые предъявляются к созданию национальных парков. Напомним также, что в этом году на северной части заказника запретили охоту на сурка.
Но, как считает председатель экопалаты Евгений Лисов, проблема не только в создании нацпарка, но и в обеспечении его существования. «Создать ведь можно просто на бумаге, – говорит Лисов. – А нужно сделать дирекцию, набрать охрану, изыскать средства на благоустройство. Будет ли потом Москва финансировать этот федеральный национальный парк?». Александр Каплин отметил, что финансирование в этом случае полностью ложится на федеральный бюджет. Кроме того, он описал поэтапность работ по созданию нацпарка:
После того, как все документы с положительным заключением государственной экологической экспертизы поступают в министерство, готовится проект распоряжения правительства по созданию парка. После выхода распоряжения проводятся работы по межеванию, определению границ на местности и готовится постановление о переводе земель из других категорий в категорию ООПТ. Далее готовится распоряжение министерства о создании дирекции, утверждается положение и закладывается в бюджет содержание парка за счет федерального бюджета. «Все это в один год никак не может уложиться, – говорит Каплин. – Это не так просто – подписать одну бумагу».
Между тем, время идет, и возникает логичный вопрос, заданный и на заседании экопалаты: не потеряем ли мы ценные природные участки, пока этот вопрос решается? Как заверил министр Дмитрий Федоров, этого не произойдет.
По итогам заседания решено дождаться результатов встречи губернатора с федеральным министром. Пока же нужно сосредоточиться на сохранении того, что имеем и, по словам председателя экопалаты, более тщательно охранять территории в границах регионального заповедника, так как три человека на 39 тысяч гектаров – явно недостаточно.
Фото – Simbiblis
Ольга
за столько лет ничего не смогли сделать или не захотели? очень странно
Жаль,
что и сейчас просидели впустую, приятно время провели и ладно. Вроде как сделали полезное дело для очищения собственной совести, себя показали. А где представители общественности от живущих непосредственно рядом с территорией как бы будущего нацпарка, где старомайнцы, которым не безразлично, что их любимое место отдыха, красивейший уголок природы – Клюквенный залив, продали, где чердаклинцы по поводу Банных островов? Кого представляли на заседании экопалаты блоггеры, что эти блоггеры полезного сделали на деле, кто из них вообще владеет данными вопросами и с законодательной стороны в первую очередь? Не о Саше Брагине, который и на места выезжает, и организовывает людей, и мероприятия проводит экологоохранные, природоохранные, занят конкретным делом, причем это его профиль. Почему не пригласили людей, которые и здесь пишут, высказываются? Не все же боятся что-либо поперек власти сказать и не у всех есть время попы просиживать круглосуточно в нете. С людьми на местах работать бы надо, общаться, сплачивать, тогда и будет результат. А то город как бы некий анклав обособленный, а область сама по себе. Мы же все земляки и у всех нас одинаково болит за нашу землю. Печально, но данное заседание – одна видимость, причем у стороны администрации аргументы, пусть липовые, но они себя уверенно чувствовали, ну а противная сторона имела бледный вид. Возможно мое мнение и субъективно, но такое у меня сложилось, почитав, посмотрев ход и результат данного заседания экопалаты
Щито?!
“Почему не пригласили людей, которые и здесь пишут, высказываются?”
Приглашалок и тут было три штуки и на профильных сайтах немало. Кто не только воин клавиатуры – пришел.
Кто из тех, кто пришел,
воин?
бывший на посиделках
А кому из пришедших слово давали, или прислушивались к чужому мнению? Собрались, чтобы себя показать? Или показать, что все Шито-крыто у Барбоскиных? Сами вывели, сами разрешили, сами подписали, сами эксперты? Надеюсь, воины еще постучат не только по клавиатуре!
Смотрел видео
Никто из “воинов” сказать по-существу ничего не смог и слова брать никто особого желания-то и не имел, потому что надо знать, о чем говорить. Эмоциями ничего этой власти не докажешь. Виртуальные стращалки типа “мы расстались со страхом”, “дадим отпор”, “долой пжив” и прочие ура-словеса – такая глупость. Не обольщайтесь насчет “постучат”. Хочется быть героем, так в виртуале только и делают многие, что себя героями назначают и мнят
О!
А что решили то на этой Палате? «По итогам заседания решено дождаться результатов встречи губернатора с федеральным министром». Чтобы «более тщательно охранять территории».
Такой итог данного заседания
закономерен. Палата позаседала, выслушала докладчиков со стороны администрации, возразить по поднятым вопросам ничего не смогла, за сим всё закончилось на данном этапе. Пока не будут участвовать люди, не блоггеры, а жители области, т.е. инициативные группы, которые есть и которых никто не хочет слышать, никаких подвижек в решении поднятых проблем не будет. Отоворка, когда говорят, что всех приглашали. Не объявления надо давать, а с людьми на местах работать и не посредством нета, а разговаривать, выслушивать, видя собеседника, тем более и Сенгилеевский район, и Чердаклинский, и Старомайнский не на другом континенте находятся, а в области. Вот здесь-то и проблема, потому что не каждому дано умение слушать, сплотить и повести за собой. Может у Димы Ежова, Каплина получится это, хочется в это верить