Весной мы писали о том, что в регионе разрабатывается стандарт качества транспортного обслуживания населения. Наконец, стандарта готов, о чем принято соответствующее распоряжение. Не секрет, что ульяновцам нередко приходится простаивать на остановках в ожидании хоть какого-то транспорта и ездить в грязных маршрутках, слушать хамство некоторых водителей и громкую музыку, дышать сигаретным дымом. Стандарт четко прописывает, чего не должно быть в общественном транспорте, и куда жаловаться.

Есть такое понятие “расписание движения”

Итак, стандарт разработан в целях повышения качества транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области. В документе несколько пунктов, определяющих как стандартные требования к качеству и безопасности пассажирских перевозок, так и те, которые «родились» в ответ на сегодняшнюю «маршруточную» действительность.

Прежде всего, в документе говорится о том, что организатором пассажирских перевозок в регионе является министерство промышленности и транспорта. Оно осуществляет подбор перевозчиков, отвечающих стандарту.

Кроме общих требований, предъявляемых к перевозчикам, интересно отметить следующие. Например, о том, что перевозчик должен содержать транспортные средства в технически исправном состоянии и соблюдать нормативы их техобслуживания. Кроме того, должны проводиться систематические предрейсовые и послерейсовые технические осмотры машин.

Многим ульяновцам может показаться удивительным, но, стандарт предписывает перевозчикам перевозить пассажиров в соответствии с установленной схемой и расписанием. Кстати, согласно стандарту, останавливаться общественный транспорт должен на всех остановках маршрута.

Также перевозчики и водители не имеют права самовольно отменять рейсы, изменять расписание или маршрут движения. Интересно, что отклонение от расписания на городских маршрутах не должно превышать две минуты, на пригородных – три, на междугородных – пять минут. Правда, уточняют в документе, это актуально при наличии нормальных условий на дорогах.

Стандарт напоминает и о том, что недопустимо переполнение салонов общественного транспорта.

С потолка и окон не должно течь

В стандарте отдельно прописаны требования к «подвижному составу». Так, говорится в документе, в кабине водителя и салоне следует поддерживать необходимую температуру, состав воздуха и уровень шума. Госномера должны быть чистыми и читаемыми, аварийные люки, двери, окна, освещение – исправными, стойки, поручни и кресла – устойчиво прикреплены к полу.

В связи с наступающими холодами и дождями, интересен и следующий момент, прописанный в стандарте: в салоне не должно течь с потолка и уплотнителей окон. При температуре воздуха ниже десяти градусов отопительное оборудование должно быть включено, форточки и люки – закрыты. Однако стандарт разрешает открывать их по просьбе пассажиров.

Салон должен быть чистым (перед началом каждого рабочего дня салон и кузов должны быть вымыты), освещённым, в нём не должны находиться посторонние предметы. Кстати, запасное колесо должно размещаться на предусмотренном конструкцией транспортного средства месте. У нас же известны случаи, когда колесо может просто лежать на полу, даже не закрепленное, что очень мешает пассажирам.

Также не допускается транслирование по громкоговорящей связи в салоне транспортного средства посторонней информации.

Не курить, по телефону не говорить, остановки объявлять

В стандарте прописаны и требования к водителям и кондукторам. Они должны, цитируем, «проявлять максимальную вежливость и внимание по отношению к пассажирам». Кондуктор должен содействовать пожилым, инвалидам и пассажирам с детьми при их посадке, в предоставлении места для сидения. Кондуктор, а при его отсутствии, водитель, должен заранее сообщать об остановках с указанием её названия. Кроме того, водитель и кондуктор должны отвечать на вопросы пассажиров об очерёдности остановок и наличии соответствующих остановок на маршруте.

Стандарт также напоминает, что водителю во время движения запрещается пользоваться телефоном без «hands-free» и курить в салоне.

Кроме того, уточняется, что водитель должен следовать только по маршруту, избегать резких манёвров, «плавно трогаться с места и так же плавно тормозить, увеличивать и замедлять скорость движения транспортного средства постепенно, не делать крутых поворотов».

Кстати, во время движения, согласно стандарту, водителю запрещено вступать в разговор с пассажирами и предписано принимать плату за проезд только на остановках. Кстати, в последнее время, в салонах маршруток появилось соответствующее объявление, однако деньги как передавали во время движения, так и передают.

Остановки защитить от дождя

Они должны располагаться на расстоянии не менее 25 метров от ближайшего перекрёстка, чтобы не создавать помех движению транспорта.

Кстати, остановки, от которых отправляются более ста человек в сутки, должны быть оборудованы для защиты от осадков, говорится в документе. Вообще же должны быть и таблички с названием остановки и расписанием движения (интервалами движения) общественного транспорта, проходящего через неё. В этой связи интересно, каким стандартам и нормам соответствует, к примеру, конечная остановка заволжских маршрутов у Центробанка, где об остановке напоминают лишь специальный знак и толпы людей. И, кстати, от осадков там защищают только деревья, а с остановки ежедневно уезжает не одна тысяча человек…

О нарушениях сообщать на горячую линию

Контроль за деятельностью перевозчиков и пассажирскими перевозками осуществляет министерство промышленности и транспорта, в том числе с использованием данных спутниковой навигации. Контрольные мероприятия, говорится в стандарте, на соответствие этому самому стандарту, проводятся не реже одного раза в месяц без предварительного уведомления перевозчика. Если выявлено нарушение вне компетенции министерства промышленности и транспорта, то информация об этом направляется в компетентные органы. По результатам проведения контрольных мероприятий составляется соответствующий акт проверки, при этом, нарушения, указанные в нем, являются основанием для расторжения договора. Кроме того, отмечается в стандарте, министерство промышленности и транспорта не реже одного раза в год должно проводить опрос пассажиров на своем официальном сайте.

Также и сами пассажиры могут обратиться с жалобой на решения или действия (бездействие) должностных лиц министерства. В отделе автомобильного транспорта и безопасности перевозок работает горячая линия по пассажирскому транспорту 62-46-66.

Кроме того, готовится соглашение об информационном обмене между министерством промышленности и транспорта Ульяновской области и одним из интернет-ресурсов, куда жители могут выкладывать материалы о нарушениях; там же должна размещаться информация о принятых мерах.

PS Cогласно другому распоряжению губернатора («О дополнительных мерах, направленных на улучшение качества транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области» от 1 октября 2012 года) министерству поручено сформировать единую региональную базу перевозчиков. В ней планируется отражать нарушения, допущенные по вине водителей, зафиксированные в том числе системой спутникового мониторинга. По каждому нарушению будут выставлять баллы, а не реже одного раза в квартал анализировать региональную базу перевозчиков. Это, говорится в документе, позволит выявить перевозчиков с наибольшей суммой баллов по всем нарушениям. Их будут заслушивать на заседаниях комиссии при губернаторе Ульяновской области по обеспечению безопасности дорожного движения.

Полный текст стандарта размещен здесь http://law.ulgov.ru/news/7103.html