В России могут запретить приборы оповещения о контроле скорости – радар-детекторы. Такое предложение направила в правительство Госавтоинспекция Татарстана. Представители ведомства считают, что эти устройства, стоимость которых начинается от двух-трех тысяч рублей, «расслабляют» автомобилистов, позволяя им превышать скорость там, где контроль радарами отсутствует.

Радар-детекторы сейчас появились если не в каждой второй, то в каждой третьей машине. Этот гаджет приобрели практически все мои друзья-автомобилисты: стоимость прибора можно окупить за одну поездку на «дальняк». Признаюсь, что во время недавней поездки из Ульяновска в Москву и обратно радар-детектор спас меня от штрафов раз пять, не меньше. Поэтому легко понять раздосадованных автоинспекторов. Ведь тысячи автомобилей теперь, что называется, «пролетают мимо кассы».

«Нет ничего сложного в том, чтобы постоянно ехать с допустимой скоростью, как это делают водители в большинстве цивилизованных автомобильных стран», – утверждает главный госавтоинспектор Татарстана Рифкат Минниханов. Это заявление у любого опытного автомобилиста вызовет улыбку, потому что ездить с соблюдением всех Правил дорожного движения, как «в большинстве цивилизованных стран», у нас попросту невозможно. В России до сих пор нет нормальной дорожной разметки, а установленные на обочинах знаки очень часто этой разметке противоречат. Знаки же, действующие в период ремонтных работ, становятся постоянными. Я и сам несколько раз «попадал» таким образом: на ровной многополосной дороге стоит знак 30 или 40 км/ч. Тащишься в таком режиме километр, еще один, третий… А потом прибавляешь и сразу попадаешь в руки инспекторам, которые только и ждут таких вот «клиентов».

Запрет использования радар-детекторов в российских условиях не имеет ничего общего с заботой о безопасности дорожного движения. Наоборот, все тот же главный автоинспектор Татарстана г-н Минниханов несколько лет назад даже рекомендовал автолюбителям обзавестись радар-детекторами, так как благодаря им водители сбрасывают скорость, а следовательно, снижается риск дорожно-транспортных происшествий.

Но автоинспекторам важно другое – наказать водителя, а не предупредить нарушение. Именно поэтому теперь гаишники прибегают ко всяческим ухищрениям, чтобы обмануть детекторы, установленные в автомобилях россиян. Например, «стреляют» из радаров с руки, то есть поднимают измеритель скорости в самый последний момент. В результате радар-детектор, конечно, запиликает, но затормозить водитель уже физически не успеет.

Да, мне известно, что во многих странах, например в Польше, Австрии и Швеции, использование радар-детекторов законодательно запрещено. Объясняется это просто: раз устройство не дает предупредительного сигнала о «засаде», то водитель и не снижает скорость, игнорируя тем самым установленные знаки. Но в этих странах, в отличие от России, ездить по правилам можно. В «большинстве цивилизованных автомобильных стран» совершенно другие дорожные условия: ровный качественный асфальт и разумно установленные знаки. Когда у нас будет так же, тогда я лично выброшу из машины свой радар-детектор.