Если хвастается человек, это плохо. Когда решают похвастаться музейщики – это здорово. Потому что получается выставка.

“ДИВАН, чемодан, саквояж…” – именно так строчками из известного детского стишка назвали свою экспозицию сотрудники музея симбирского купечества. Собственно, на выставке можно увидеть и то, что описано в продолжение сего литературного опуса – корзину, картину, картонку и даже маленькую собачонку – фарфоровую. Как и другие представленные экспонаты, эта статуэтка из семейного архива потомков купцов Бабушкиных пополнила фонды музея совсем недавно.

Показать новые поступления – основная задача проекта.

Улов у музейщиков и впрямь богатый. Понятно, что представителей этой профессии приводит в трепет любая безделушка, соприкоснувшаяся с историей. Но тут и обывателю видно – такими экспонатами может гордиться любой, даже столичный, музей. Настоящий раритет – подлинные рисунки английского художника Джеймса Дедли. В свое время он много ездил по Поволжью, его работы с изображением представителей местных народностей в национальных костюмах – бесценный материал для этнографов. Гравюра Михаила Махаева “Вид города Симбирска с северо-запада”, созданная в середине XVIII века, ранее находилась в частной коллекции. Музейщикам, по их меткому выражению, “пришлось долго обхаживать” владельца, убеждая, что этот ценный документ (Махаев – автор первой гравюры-панорамы Симбирска!) не может быть спрятан от глаз ульяновцев. Коллекционер выражал сомнение, что провинциальный музей достоин такого экспоната, но когда прибыл в наш город и обошел все музеи заповедника “Родина Ленина”, оценил их уровень, был впечатлен и сдался.

Наши представления о прошлом малой родины помогают расширить и другие предметы выставочного ряда – государева печать города Симбирска принадлежит временному периоду 1672-1780 гг., мундирная пуговица чиновника Симбирска сохранилась с 1832 года…

И если хозяина мундира, которому эта пуговица служила верой и правдой, нам уже не узнать, то владелец кожаного портфеля, выставленного в соседней витрине, известен. И это не какой-то скромный чиновник, а генерал-фельдмаршал немецкой армии Фридрих Паулюс. В пленении одного из главных военачальников Третьего рейха участвовал наш земляк Николай Лукин. Активному участнику операции перепал портфель статусного “языка”. После войны трофей долгое время был в широком пользовании в семье Лукиных, глава семьи ходил с ним на службу. Недавно потомки фронтовика передали генеральский аксессуар в музей. Как известно, Паулюс был одним из разработчиков плана Барбаросса – возможно, именно в этом кожаном брюхе когда-то “прятался” казавшийся создателям столь грандиозным, но потерпевший крах замысел фашистской Германии.

Еще одна находка военных лет – фронтовой радиоприемник, часть танковой радиостанции. Она была обнаружена вместе с затонувшей военной машиной, ил сохранил технику в прекрасном состоянии, уцелела даже одна из ламп. В корпусе приемника находился осколок снаряда, он был извлечен и тоже занял свое место в экспозиции.

…Любопытно изучить правила, которые были обязаны соблюдать велосипедисты старого Симбирска. В те времена двухколесное средство казалось таким же экстримом, как сейчас самый скоростной автомобиль. А потому городское руководство разработало обширный свод принципов, строго определяющий поведение велосипедиста на улицах – ему запрещалось громко дудеть в клаксон, превышать скорость и прочим образом нарушать покой пешеходов. Бумага попала в фонды музея вместе с вещами семьи Юргенс – те были активными пропагандистами велодвижения в Симбирске и первыми явили провинциальному городу двухколесное чудо.

Что ж, сегодня нам кажутся чудесами вещи из прошлого. Одни поражают качеством изготовления (умели раньше делать!), другие – диковинностью конструкции, уже давно утратившей актуальность, третьи – отменным вкусом и изяществом. Но чаще всего – просто особым очарованием, уютом, волшебством, всем, что мы привыкли называть “дух старины”.

Ольга НИКОЛАЕВА