Более 40 культурных мероприятий прошли в Ульяновске в рамках второго международного культурного форума с 20 по 30 сентября. В программе форума были спектакли, выставки, концерты, уличные акции. Состоялись вручение международной премии имени известного советского художника Аркадия Пластова, международная ассамблея “Пластовская осень”, российско-немецкий диалог “20 дней Германии”, третье всероссийское совещание архитекторов России и многое другое. Деловая программа включала в себя дискуссии и лекции ведущих отечественных и зарубежных экспертов. В форуме приняли участие около 1,5 тысяч человек из России и 16 зарубежных стран. Директор фонда “Ульяновск – культурная столица” Татьяна Ившина рассказала РИА Новости об итогах форума.

– Можно сказать, что форум, к которому готовились целый год, состоялся, получился?

– На форуме работали почти 30 дискуссионных площадок в рамках двухдневной деловой программы 27-28 сентября. Наверное, это много. Много и для того, чтобы это все “переварить” и везде успеть. Мы старались, чтобы заявленная программа была исполнена на 100%. На сегодня можно сказать, что процентов на 90 она случилась. Было важно и значимо получить сформулированные предложения по итогам круглых столов и дискуссионных площадок. Люди, которые пришли на форум, отнеслись к этому, как к работе. Может, это пафосно будет звучать, – как к работе на благо культуры. Да, можно сказать, что форум состоялся. Сейчас есть определенная опустошенность в душе. Это бывает всегда после работы, которую долго готовишь.

– Какие вопросы, поднятые на форуме, вам кажутся самыми острыми, современными в срезе культуры?

– Это, конечно, вопрос государственной культурной политики. Люди, особенно профессиональное сообщество, ждут четкой культурной политики, тех правил игры, которые всем понятны. Деятели культуры ждут от новой власти конкретных решений конкретных проблем. Валентина Матвиенко (председатель Совета федерации РФ) на пленарном заседании высказала стратегические вещи о том, что культура наряду с образованием должна быть приоритетным национальным проектом, что в ближайшее время будет разработана серьезная программа мер поддержки учреждений культуры и тому подобное. Было очень важно это услышать.

– Понятие культуры имеет много значений. В каком аспекте обсуждалась тема культуры на форуме?

– Вопросы, которые мы два дня обсуждали, это отметили многие эксперты, не были посвящены вопросам культуры в отраслевом смысле. Так получилось, что все, что говорилось на совете по культуре при президенте 25 сентября, на 100% прозвучало в Ульяновске. То есть получается, что мы провели форум с такой повесткой, которая соответствует, в том числе, позиции первого лица государства, когда он говорил, что пора уйти от отраслевого понимания культуры. Конечно, библиотеки, театры, музеи – это необходимая инфраструктура, но на форуме мы ушли от обсуждения отраслевых вопросов. То, что получился диалог, который ушел от узкого понимания культуры, я считаю, это главный результат форума.

– Насколько активно откликнулось на участие в нынешнем форуме научное сообщество?

– Мы очень благодарны научному сообществу. Одним из таких пока еще не до конца осознанных выводов форума является то, что если научное сообщество так активно поддержало и откликнулось на проблематику форума, это, наверное, значит, что мы затронули самые важные моменты. Бесконечно благодарны Черниговской Татьяне Владимировне (российский биолог, лингвист, семиотик, психолог), она работала на площадке по обсуждению проблем художественного образования. Хотелось просто разобрать по цитатам и донести до родительского сообщества, педагогов, власти те вопросы, которые она простым человеческим языком проговорила. Например, она говорила о том, что поэзия – это физиологическая потребность человека. Научно доказано, что человек имеет потребность в гармонически выстроенном словесном ряде. Так хотелось, чтобы это слышало большое количество людей! Сейчас мы свою задачу видим в том, чтобы донести то, что произошло за время форума, до еще более широкого круга. Мы вели стенограмму всех круглых столов. Огромный архив аудиоматериалов нужно перевести в текстовые файлы и разместить их на сайте форума www.ulkul.ru. Предполагаем издать сборник материалов форума. Как сказала Ольга Николаевна Астафьева, доктор философских наук, профессор, это необходимо для того, чтобы идеи, которые обсуждаются на форуме, получили научное подтверждение и сопровождение. Одно дело – круглые столы, на которых поговорили и разошлись, а другое дело, когда тема получает в дальнейшем научное осмысление, базу, опору и уже транслируется в общество не как просто идея, а как некий посыл и общественное и научное мнение.

– Определена тема третьего форума?

– Третий международный культурный форум, который пройдет в Ульяновске в 2013 году, будет посвящен теме “Культура нового поколения”. Эта тема даст возможность обсудить вопросы культурной политики не только с точки зрения культурного сообщества, но и с точки зрения поколения ХХI века.

– Когда начнется подготовка к форуму 2013 года?

– Подготовка уже практически началась. В рамках нынешнего форума провели много консультаций, потому что не воспользоваться приездом таких экспертов, их свежим впечатлением, идеями грешно, по крайней мере. Мы много разговаривали с Кириллом Эмильевичем (Разлоговым), с нашими экономистами. Я очень благодарна президенту “Центра развития творческих индустрий” Дмитрию Милькову из Санкт-Петербурга. Например, с ними мы договорились, что эта организация становится партнером нашего культурного бизнес-инкубатора “Квартал”, и мы делаем открытым это партнерское общество, готовы сотрудничать со всеми.

– На форуме планировалось открыть культурный бизнес-инкубатор “Квартал”, о котором вы упомянули…

– Думаю, что открытие будет в первых числах октября. Из-за аварии на трассе мы не успели открыть его к форуму, но, может, это и хорошо, потому что в рамках форума поступило столько предложений, которые тоже можно использовать. Люди, узнав о проекте, тут же включились в обсуждение концепции. Изначально проект назывался “Дом Штольца”, но когда мы получили для него особняк начала 20 века в исторической части города, то ассоциативный ряд с гончаровским героем Штольцем не сложился. Мы увидели, что вокруг нас складывается квартал очень интересных творческих организаций, институций, идей. Через два дома – две художественные школы, через три дома мастерская художников Лилии Ивановой и Владимира Сидорова. Я уже не говорю про музеи заповедника “Родина Ленина”. Сложилось творческое пространство, и так слово “квартал” привязалось к нам. Концепцию разрабатывала молодая команда. Дай бог, чтобы была поддержка со стороны губернатора, чтобы это не превратилось в коммерческое предприятие, а именно было бы площадкой, где начинающий бизнес в сфере культурной индустрии получил бы и поддержку, и помощь, и консультации, и новые знания, но в то же время был совершенно самостоятельным в своей творческой концепции.

– 2014 год будет объявлен годом культуры в России. Что в Ульяновской области в этот год планируется?

– Хочется уйти от бесконечного фестиваля в 365 дней, хотя, безусловно, мы не обойдемся без фестивалей и уже готовим и “Золотую маску”, и новые музейные проекты. Но, тем не менее, хочется подойти именно с точки зрения реальных дел в культуре. Губернатор Сергей Морозов выступил с предложением 2013 год отдать на подготовку программ к году культуры. У нас у всех на слуху год учителя 2010. Мы понимаем, что именно в этот год были запущены программа модернизации образовательных учреждений. И это как раз то, чего ждет общество, когда год культуры – не просто бумажка, подписанная, с печатями, а когда это набор механизмов для того, чтобы культура расправила крылья и все бы поняли, сколько всего можно сделать при помощи культуры, какие проблемы можно решить – национальные, идеологические, конфессиональные и прочие.

– Как донести культуру до всех слоев населения, сделать, чтобы она была доступной как в городе, так и в селе? Ведь во многих селах сейчас даже нет домов культуры…

– На форуме было три круглых стола, которые так или иначе вышли на эту тему. Представитель фонда Спивакова сделал предложение, чтобы в рамках следующего форума ведущие мастера сцены дали открытый мастер-класс для всех желающих в режиме онлайн. То есть если мы за этот год, до следующего форума, обеспечим все 60 музыкальных школ Ульяновской области выделенной линией интернет, а в этих школах занимается почти 15 тысяч детей, и к следующему сентябрю сюда приедет, например, маэстро Спиваков и в одном из наших залов проведет мастер-класс для музыкантов, и его одновременно увидят 15 тысяч детей, я думаю, это как раз к вопросу о доступности. Еще один круглый стол прямо был посвящен теме интернет-технологий и преодолению неравенства между городом и деревней. Приводился пример Свердловской области, где разработан проект виртуальной филармонии. В 24 точках области открыты виртуальные филармонические залы. Самая отдаленная находится в 500 километрах от Екатеринбурга. На базе библиотек провели высокоскоростной интернет, купили соответствующее проекционное оборудование и стали показывать концерты с основной сцены филармонии для жителей области. Когда ведущий открывает концерт, он говорит, что сегодня нас слушают деревня Иваново, деревня Сидоровка, и люди чувствуют сопричастность, что в данный момент артисты играют и для них. Компьютерные технологии позволили сделать филармоническое искусство доступным для жителей деревень.

– Чем закончились переговоры с президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели о создании в Ульяновске филиала академии?

– Уже второй раз мы подходим к этой теме. Когда первый раз этой темы коснулись с Зурабом Константиновичем, то стало понятно, что для реализации проекта нужны хорошие средства. Судя по тем филиалам, которые открылись, в частности, в Татарстане планка взята очень высокая – крепкая материальная база, отремонтированные помещения. Регион должен вложиться. Если со стороны академии художеств это поддержка кадрами и организационная часть, то материальная база – это регион. И в перспективе, я думаю, вопрос имеет место быть при условии, что все будет тщательно экономически и финансово просчитано. Сегодня художественные отделения в Ульяновске есть. Это и дизайнерское отделение училища культуры, и факультет культуры и искусства Ульяновского госуниверситета, небольшая кафедра есть в музыкально-педагогическом училище. То есть получается, что каждая из этих площадок может потенциально рассматриваться как площадка для создания филиала академии художеств.

– Сколько процентов от бюджета Ульяновской области выделяется на культуру?

– В среднем по России от 1,7% до 2% от бюджета регионы тратят на культуру. По прошлому году цифра в Ульяновской области была 3,3%. В процентах вроде бы все хорошо, но мы понимаем, что бюджет Ульяновской области – это не бюджет, например, Московской или Тюменской области. То есть процент – еще не есть показатель того, что увеличенное финансирование способно решить все проблемы, которые накопились в культуре.

– Должны ли культурные учреждения сами зарабатывать?

– Если мы приводим ребенка в творческий коллектив и у руководителя только деньги в глазах, то мы и получаем соответствующий результат. Может быть, технологически ребенок научится танцевать, бить чечетку или еще что-то, но отношение его к культурной составляющей жизни, наверное, останется прежним. А если педагог нравственно, морально понимает, что в его руках судьба ребенка, и делает все, чтобы будущее этого ребенка не испортить, не навредить, а наоборот что-то ему вложить, то мы и получаем результат – измененное общество. Я люблю приводить пример: чтобы отремонтировать километр дороги, нужно 3,5 миллиона или 5 миллионов рублей, а чтобы изменить поколение, нужно как минимум 50 лет. То есть даже не вопрос денег, а просто вопрос времени. По поводу денег Сергей Петрович Капица сказал очень хорошую фразу: “В науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. И с крупным искусством то же самое – если все подчинять деньгам, то деньгами все и закончится. Не превратятся они ни в шедевры, ни в открытия”.