Петр Николаев
Предприниматель стала заложником противостояния правоохранительных структур.
Корреспондент “РГ” решил разобраться в хитросплетениях российского законодательства с “местным” акцентом.
Нешуточный конфликт разгорается между областной прокуратурой и органами предварительного следствия (СЧ СУ УМВД России по городу Ульяновску) в Ульяновской области. Суть его в том, что следствие настаивает на привлечении к уголовной ответственности одного из участников имущественного спора пятилетней давности. Хотя ранее предмету этого спора (сделкам купли-продажи недвижимости) уже была дана правовая оценка в порядке гражданских судопроизводств. Постановления судов тогда не были обжалованы в установленном порядке и вступили в законную силу. Однако все эти очевидные факты никоим образом не отразились на позиции следователей – уголовное дело возбудили.

Фигурантом процесса стала предприниматель Алла Нейман, которой предъявили обвинение по статье 163 части 3 УК РФ – вымогательство в особо крупных размерах. Ей, в частности, инкриминируется вымогательство недвижимого имущества (трех квартир и части общего дома в Ульяновске) у своего отца Алексея Панфилова.

Устав искать истину в правоохранительных органах, предприниматель как в последнюю инстанцию обратилась в “РГ”.

– Обвинение носит абсурдный характер. Имущество ко мне перешло на основании возмездных сделок, которым уже была дана соответствующая судебная оценка в порядке гражданского судопроизводства, – поясняет Алла Нейман. И в подтверждение своих слов прилагает решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 25.06.2010 года по делу N2-1085/10.

При знакомстве с материалами дела в первую очередь обращает на себя внимание позиция надзорного органа – областной прокуратуры, которая заняла в деле Аллы Нейман четкую “оправдательную” позицию.

Так, 14 мая текущего года заместитель прокурора области, старший советник юстиции Сергей Хрулев внес на имя начальника Следственного управления УМВД России по Ульяновской области Алексея Хуртина требование “о незамедлительном устранении нарушений федерального законодательства и прекращении уголовного дела (в отношении Нейман) N 123300299.”.

Ровно через три месяца, 14 августа этого года прокуратурой региона на имя начальника СУ УМВД России по Ульяновской области Алексея Хуртина был направлен еще один показательный документ – “представление о незамедлительном устранении нарушений федерального законодательства и прекращении уголовного дела”.

– Прошло уже четыре месяца с тех пор, как федеральным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законности (прокуратура Ульяновской области), было указано на незаконность возбужденного уголовного дела в отношении Нейман. Однако до настоящего времени уголовное дело N 123300299 следственным органом (СУ УМВД России по Ульяновской области) так и не прекращено – по делу проводятся активные следственные действия. Тем самым нарушаются конституционные права моей подзащитной, – поясняет адвокат Ангелина Антонова.

В документе надзорного ведомства на шести листах плотного текста четко прописаны многочисленные нарушения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, допущенных следствием.

В частности, Сергей Хрулев ссылается на нарушение статьи 90 УПК “Преюдиция” – обязательность для всех следователей (дознавателей), рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица. Иными словами, следователь не имеет права дополнительно проверять обстоятельства, установленные вступившим в силу законным судебным решением. Об этом же гласит постановление Конституционного Суда РФ N30-П от 21.12.2011 года. Однако ответной реакции следствия на протест надзорного органа почему-то не последовало до сих пор.

Вместо этого следователь по особо важным делам СЧ СУ УМВД России по Ульяновской области Ольга Еремеева даже предприняла попытку наложить арест на имущество Аллы Нейман. Железнодорожный районный суд города Ульяновска в удовлетворении ходатайства следователя об аресте имущества отказал, полностью согласившись с доводами прокуратуры. Однако само уголовное дело в отношении ульяновской бизнес-леди до сих пор не закрыто.

Сталкиваясь с непониманием своей позиции и позиции областной прокуратуры, Алла Нейман в надежде на объективное разбирательство стучится во все двери. Свои обращения с просьбой разобраться в ситуации, она направляла в Генпрокуратуру, в МВД РФ, в правительство РФ и в адрес депутатов Госдумы. Однако все обращения возвращались в Ульяновскую область для рассмотрения “по существу” все тем же СУ УМВД России по городу Ульяновску. Круг замыкался, и все начиналось сначала.

Источник, близкий к правоохранительным структурам и хорошо знакомый с ситуацией, так охарактеризовал происходящее: “Вызывает огромное удивление, что в деле о примитивном разделе имущества родственниками (Нейман и ее отца) задействованы многочисленные силы сотрудников правоохранительных органов – потрачены огромные бюджетные средства. Очевидно, следствие всеми силами пытается хоть что-нибудь “накопать”, иначе в итоге прокуратура не согласится подписать обвинительное заключение, а кто-нибудь из высших чинов потеряет при этом звезду на погонах”.

В настоящее время Алла Нейман находится под подпиской о невыезде. Ее деловой репутации нанесен непоправимый урон. Юридическая волокита съедает огромное количество временных и финансовых ресурсов. Доселе успешный бизнес практически парализован – большинство деловых переговоров отменено. Затянувшееся нервное напряжение пагубно сказалось на здоровье Нейман – ей пришлось в срочном порядке пройти курс лечения.

Вопрос же, кто пропишет рецепт “лечения” этой юридической болезни и как избежать распространения пока еще единичных случаев “неповиновения прокуратуре” по всей стране, остается открытым. Вероятно, ответ на него необходимо искать на уровне федерального центра, ибо все ульяновские попытки защитить человека от незаконного уголовного преследования превращаются пока лишь в бесконечную переписку надзорного ведомства с органами следствия.

Редакция будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий.