Что ждет отечественную медицину после вступления России в ВТО.
Как предрекают аналитики, со вступлением России в ВТО приватизация нашего здравоохранения неизбежна. Напомним, 22 августа Россия стала полноправным членом ВТО, подписав так называемое Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). То есть, страна должна теперь открыть для иностранных компаний рынки своего социального сектора: образования, здравоохранения, транспорта, ЖКх, культуры и т.д.

Что в новых условиях ждет пациентов?
Эксперт аналитического центра «ВТО-Информ» Александра Ждановская считает, что соблюдение ГАТС ведет к коммерциализации общественных благ. Иностранные медицинские страховые компании, выйдя на российский рынок, будут стремиться перевести всю нашу медицину на систему частного медицинского страхования. И ресурсы у них есть. Тогда наша медицина неизбежно разделится на «плохую» (для бедных) и «хорошую» (для богатых).
Директор профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Кузьменко уверен, что в условиях платной медицины большая часть населения России не сможет обеспечить себя необходимым лечением, качество медицины будет падать, вырастет число болезней и уровень смертности.
Больше того, государство будет вынуждено меньше дотировать отечественную медицину. Ведь у иностранных компаний, пришедших в Россию, теперь тоже появится право требовать государственные субсидии. По условиям ГАТС ВТО мы должны иметь равные права. В результате государственный бюджет выделяет на общественные блага все меньше и меньше денег, и они фактически становятся частными. Неужели доступная медицина, к которой мы так стремились, обернется мифом?

Государственные станут платными?
– Я не вижу, чтобы частный бизнес в Ульяновской области в полном объеме все медицинские услуги взял на себя, – говорит главврач Ульяновской областной детской клинической больницы Анна Лебедько. – И потом, даже в Америке, например, много частных клиник, но при этом обязательно есть государственные. У меня нет уверенности в том, что все учреждения переведут в разряд платных. Другое дело, что развитие пойдет по иному пути. Скажем, в области страхования. Работодатель, к примеру, может сам дополнительно страховать своих работников, либо физическое лицо само покупает медицинскую страховку. Но государственные клиники все равно остаются. Я думаю, пугаться того, что все вокруг станет платным и недоступным, не стоит. Если бы наше правительство пошло по этому пути, наверное, нечего было бы затевать развитие здравоохранения и вкладывать такие большие деньги, как-то это абсурдно звучит.
С ней согласен и главврач частной клиники – медцентра «Ирис» Наиль Алимов, который считает проблему надуманной.
– У нас создана своя система здравоохранения. В какой-то степени вступление России в ВТО для медицины – плюс. Клиники будут оснащены хорошим импортным оборудованием, на котором, заметьте, работать будут наши специалисты. Думаю, проблема вытеснения бесплатных услуг платными для Ульяновской области не очень актуальна, у нас частная медицина еще не так сильно развита. Вряд ли платные клиники в погоне за прибылью будут уделять меньше внимания качеству услуг. Ведь пациент «голосует» рублем, если ему не понравится эта услуга, в следующий раз он уже не придет к нам. А терять клиента не захочет никто. Конкуренция будет жестче, но это тоже плюс.

Что будет с лекарствами?
Есть опасения, что резко подорожают лекарства. Ведь в новых условиях отечественные производители будут вынуждены «подтягиваться» до мировых стандартов качества производства, GMP, а на это нужны немалые затраты, которые лягут, естественно, на наши плечи. Да и благодаря стандартам GMP дешевых аналогов тогда днем с огнем в аптеках не сыщешь…
Как рассказала нам директор Департамента организации фармацевтической деятельности и лекарственного обе-спечения министерства здравоохранения Ульяновской области Анна Пикуш, говорить о существенном влиянии ВТО на стоимость лекарственных препаратов трудно.
– Сейчас на федеральном уровне разрабатывается Стратегия обеспечения лекарственными препаратами до 2025 года, – пояснила Пикуш, – пока трудно сказать, что ожидает нас в будущем, нет конкретных предложений. Не раньше, чем в декабре можно будет говорить о последующем периоде. Предлагается использовать ту или иную методику. Может быть у нас, как в Европе, будет принято лекарственное страхование. Думаю, вступление в ВТО окажет не самое существенное влияние на ценовую политику лекарственных препаратов. Сейчас идет разработка проектов. Российские аналоги препаратов не могут исчезнуть. Вся стратегия лекарственного обеспечения направлена на замещение импортных препаратов российскими, должно быть наличие собственных фармпрепаратов. Это государственная политика. Разрабатывается концепция развития фармпро-мышленности до 2020 года, модернизация, в которую вкладываются большие суммы.
Однако сотрудники аптек открыто говорят, что не заказывают дешевые лекарства. А в платных клиниках врач вполне может найти «вдруг» патологию у здорового пациента «ради плана». Понятно, что дело со вступлением в ВТО уже сделано. Но, может, законодателям, правительству и медицинскому сообществу еще есть время подумать, как смягчить последствия наступающего «благоденствия» для подавляющей части населения России?