Поговорить с Людмилой Сидоровой, учителем-словесником гимназии №33, мне удалось только после восьми вечера, в конце ее рабочего дня.
– Нет, не в конце – еще буду за компьютером работать, планы писать, – скорректировала Людмила Николаевна мою сентенцию о том, что пора бы и отдохнуть: за день проведено семь (!) уроков, три дополнительные консультации…
– На сайте гимназии о Вас я прочла: «Учитель высшей категории. Стаж 26 лет». Но ведь это не весь Ваш трудовой путь?
– Два с половиной года проучилась в политехе – по стопам отца-энергетика могла пойти. Но в душе всегда была гуманитарием. Поэтому поступила на рабфак в пединститут. Там меня только укрепили в желании изучать словесность. Ко многим «именам» своего историко-филологического факультета отношусь с благоговением! Благодаря им я смело шагнула в самостоятельное учительство – пришла по распределению в 33-ю гимназию и тут осталась…
– Сейчас в моде термин «профессиональное выгорание». Оно Вас не настигает?
– У нас коллектив сильный, творческий. Нет застоя, радует постоянное развитие – неслучайно каждый год из наших «рядов» выходят победители конкурсов «Учитель года», «Ученик года»…
– И олимпиад! Знаю, что только одна Вы подготовили 39 школьников – призеров олимпиад всех рангов.
– Искренне горжусь своими питомцами. Например, призер России (2004) Сергеи Макулов уже закончил МГИМО, а в конце 2012 года готовится защищать кандидатскую в своем же вузе. Много сейчас талантливых ребят – к примеру, Анастасия Эфмонова, победитель областной олимпиады по русскому языку среди 10-х классов.
– А Вы сами соревноваться любите?
– Почему бы и нет! В 90-е годы «Учительская газета» проводила конкурс знатоков русского языка – вопросы были серьезные, я целую папку ответов отослала в Москву. Очень приятно, что оказалась в числе победителей, выигравших дефицитнейшую тогда «Энциклопедию русского языка»!
– А Вы больше кто – «русак» или..?
– Наверное, все же «русак». Очень люблю из слова вытягивать все его смыслы. Как добиваюсь грамотности? Если учителю предмет по душе, то увлекаешь им и учеников. А вообще ведение тетрадей, работа над ошибками – вот главное!
– Вы еще и классный руководитель. Вне уроков любите с учениками общаться или это только обязанность?
– Признаюсь, дело это не всегда благодарное, порой обременительное. Но мне везет – родители моего 9 Б здорово помогают. Многое сплачивает – например, такие поездки, какая была у нас прошлой осенью в Тольятти, на ВАЗ. Надо же детям знать, в каких сферах могут быть востребованы они после школы! Готовимся к выбору профессии: на днях ездили на анкетирование в Центр профориентации. Там их спросили о самых стрессовых профессиях, и в ответ ребята называли каскадера и других. А работник Центра вдруг их огорошила: «И учитель!».
– Так в чем находите отдушину? Ведь бывает, что усталость наваливается…
– В путешествиях, конечно, всегда много «каникулярных» планов. Но, в первую очередь, – в книге, в чтении. Люблю Достоевского, Лескова, и детей, по-моему, получается заинтересовывать.
Наш разговор прервал поздний звонок в дверь: мастера-ремонтники отчитались Людмиле Николаевне «о прокладке дополнительных новых кабелей». На мой немой вопрос она, улыбаясь, ответила:
– Да я старшая по дому! И взглянула с хитрецой:
– Мы выиграли суд – добились капремонта. Он теперь уже заканчивается.
Что тут еще скажешь о словеснике? И слово, и дело – в унисон звучат! А главное – смысл не потерян.
Юлия Майская