Анатолий Сердюков в присутствии президента подписал договор на поставку в ВВС 39 новых машин Ульяновского авиазавода.
Новейший военно-транспортный самолет, известный как Ил-476 (Ил-76МД-90А), наконец-то закуплен военными. В сентябре «Известия» писали, что самолет Минобороны не устраивает — в военном ведомстве заявляли, что он нуждается в доработках. Однако президент Владимир Путин убедил министра обороны Анатолия Сердюкова купить самолеты Ульяновского авиазавода.
— Это первый практически новый самолет, который российский авиапром произвел за последние 20 лет. Я вас еще раз с этим поздравляю и попрошу подписать контракт, — призвал Путин Сердюкова.
На совещании по развитию российского авиапрома, которое прошло здесь же, в Ульяновске, Путин заметил, что такого самолета, как Ил-76, не производит никто в мире — по некоторым данным, европейцы пытаются произвести подобный грузовой самолет на базе Ан-70, но грузоподъемность его на 20 т меньше.
— Еще не произвели, только собираются, — улыбнулся Путин.
Президент выразил уверенность, что новый самолет будет востребован не только в России и не только у военных, но и за рубежом и в гражданской авиации.
Главный потенциальный заказчик — Минобороны — здесь же превратился в фактического покупателя: министр обороны Анатолий Сердюков прямо на совещании подписал контракт на закупку 39 новых грузовых лайнеров общей стоимостью 140 млрд рублей. То есть каждая машина обошлась военному ведомству почти в 3,5 млрд рублей.
— Это самый крупный заказ в российском авиапроме за всю его непродолжительную историю, — отметил Путин. — Анатолий Эдуардович показал хороший пример всем заказчикам, надеюсь, что и другие поддержат.
Новый Ил-76МД-90А в отличие от базовой модели оснащен новыми двигателями, цифровым пилотажно-навигационным комплексом, системой связи. Он более экономичен, а дальность его полета увеличена до 5 тыс. км.
Базовым же вопросом совещания была сквозная модернизация всего авиапрома, как гражданского, так и военного.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что выгода от закупки новых воздушных судов очевидна, так как старые самолеты в силу своей моральной изношенности требуют значительных средств на эксплуатацию и ремонт.
— Расчеты показывают, что экономия, например, между Ту-204 и Ту-154 составляет от заказчика к заказчику от 20 до 30 млн рублей в год, — пояснил он.
Кстати, заказчикам президент пообещал помочь приобрести новую авиатехнику со скидкой. Им будут доступны субсидии в размере 20% из бюджета, остальные деньги дадут банки в виде кредитов. При этом президент настоятельно попросил банкиров не рассчитывать на сверхприбыль и не завышать процентные ставки для покупателей российской авиатехники.
После совещания глава администрации президента Сергей Иванов рассказал, что президент поручил в течение трех недель сформировать пул из заказчиков нового самолета Ил-76 и предусмотреть кредитную схему финансирования закупок.
— Самолет может быть еще и пожарным, санитарным, поэтому среди заказчиков могут быть и МЧС, и ФСБ, и администрация президента, и Минтранс, — пояснил Иванов.
По его словам, до 2018 года должны быть заключены контракты на закупку еще около 100 самолетов Ил-76МД-90А.