Счастливые и молодые, как известно, часов не наблюдают. Однако ульяновцам, которым еще не исполнилось 18 лет, совсем скоро, возможно, придется следить за временем более внимательно.
Дело в том, что недавно в областном Законодательном Собрании состоялось заседание Комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи. На этой встрече обсуждался проект изменений в закон, который запрещает детям находиться на улице без сопровождения взрослых (с 22 часов до 6 утра). Новые изменения предполагают повышение, «возрастной планки» с 16 до 18 лет.
Надо сказать, что после того, как в 2009 году региональное законодательство ограничило вечернее пребывание на улице подростков до 16 лет, число преступлений, в которых так или иначе оказались замешаны несовершеннолетние, существенно снизилось.
Несмотря на это, по информации УМВД России по Ульяновской области, из общего числа преступлений, совершенных подростками, 75 процентов – дело рук несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет. Таким образом, повышение возрастной планки до 18 лет выглядит достаточно логичным – тем более что оно соответствует требованиям федерального законодательства.
Однако участники обсуждения далеко не во всем согласны с разработчиками законопроекта. Так, члены Общественной палаты указывают на то, что принятие упомянутых изменений может, к примеру, способствовать увеличению факторов коррупции, нанести ущерб психике и здоровью молодых людей (вы когда-нибудь попадали в отделение полиции в качестве задержанного?), повысить агрессию по отношению к взрослым и т.п.
– В 17-18 лет подростки могут находиться в совершенно другой жизненной ситуации, чем дети до 16 лет. Это означает, что с одной и той же меркой к ним подходить нельзя. Многие, поступив учиться в вуз в другом городе, живут отдельно от родителей, другие работают, и поэтому вполне могут оказаться на улице и после 22 часов по вполне уважительной причине, – отметил депутат Законодательного Собрания Игорь Тихонов.
Кроме того, парламентарии указали на возможность задержаться на улице вечером из-за плохой работы общественного транспорта (особенно зимой).
В связи с этим разработчики законопроекта предложили свои рекомендации по алгоритму действий для сотрудников правоохранительных органов. В частности, рекомендовано разграничить причины нахождения подростка на улице в вечернее время на «обоснованные» и «необоснованные». К первым относятся, к примеру, оказание срочной помощи, возникновение чрезвычайной ситуации, возвращение домой после окончания учебных занятий, работы, организационных (секционных) занятий физкультурой и спортом, организованных спортивных и культурных мероприятий.
Но в этом случае уже возникает вопрос о том, как будут пользоваться этими рекомендациями «стражи порядка» – конкретные исполнители названного закона (напомним, что рекомендации не всегда обязательны к исполнению).
В итоге было принято решение продолжить работу над этим законопроектом, задействовав в обсуждении молодежные организации, представителей вузов и других учебных заведений.
Евгений Нувитов