Последнее время активно обсуждается ситуация, возникшая в связи со сдачей части Тургеневских островов в аренду. Тема вызвала серьёзный общественный резонанс, неоднократно обсуждалась на различных уровнях. Но воз и ныне там? Почему? Ответ на этот вопрос оказался прост – получившие острова хозяева, по-видимому, обладают неприкосновенностью. «Нет преграды патриотам»?
Сегодня мы внимательно ознакомились с большинством документов, имеющих отношение к передаче практически целого острова в аренду. После ознакомления со схемой прибирания к рукам одной из основных природных жемчужин Ульяновской области мы в очередной раз убедились, что в нашей стране «нужным людям» можно буквально всё.
История началась в 2007 году, когда предприниматель Ольга Каледина захотела получить в долгосрочную аренду кусок Тургеневских островов. К заявлению были приложены все необходимые документы, полученные заранее. Но была одна незадача – острова числились землями водного фонда.
Но нет преграды патриотам, желающим улучшить пейзаж Тургеневских островов «зоной отдыха» с уютными коттеджами и красивыми заборами! И дальше начинается ведомственная работа. Тогдашний министр экологии области Кублик выдаёт заключение, в котором пишет, что, мол, острова так-то, конечно, относятся к водному фонду, но, если очень уж присмотреться, то можно заметить береговую линию. А значит, острова вроде как и не водный фонд. Заключение подобного свойства выдаёт и экологическая экспертиза. По заявлению представителя Чердаклинской администрации, факт того, что затопляемые (покрываемые «поверхностными водами») острова не относятся к землям федерального водного фонда, якобы выдает и агентство по водным ресурсам (документального подтверждения этому мы не нашли). В итоге 15 Га из общей площади островов в 150 Га получают статус «земли особо охраняемых территорий». И это при том, что лишь только экспертиза (!) проекта создания на Тургеневских островах ООПТ намечена на 2013 год. Так что же такого «особо охраняемого» нашлось в этих 15 Га? Вопрос, что очевидно, риторический.
Недавно известный ульяновский блоггер и наш хороший друг Simbiblis отправился на острова собственными глазами увидеть «особо охраняемую» землю с «зоной отдыха». Блоггеру хватило одного взгляда, чтобы понять, что статус «особо охраняемый» дан участку не зря. Он действительно отлично защищен – собаками и охраной, которая не брезгует отваживать любопытствующих выстрелами в воздух. На территории нашлись и автомобильные колеи, и солидная застройка, а также столбы для сплошного забора. К острову стало попросту не подойти…
Очевидно, что остров попросту получили в аренду люди с большими связями. Без мощнейшего локомотива провернуть вышеописанную схему, когда все необходимые документы на всех уровнях буквально штампуются, явно невозможно.
Это предположение подтверждает фамилия арендатора острова. Она удивительным образом совпадает с фамилией бывшего советника губернатора, ныне директора Управделами области Артура Каледина. Имевшего, как подтвердилось на одном из совещаний в облправительстве, еще и отношение к поставке бордюров в город в эпоху Александра Пинкова. И, согласно многочисленным слухам, являющегося родственником семьи нынешнего главы региона или просто хорошим другом.
После такого совпадения стоит констатировать, что часть Тургеневских островов мы однозначно потеряли. Арендатор, вероятно, обладает полным иммунитетом против каки-либо проверок. Скорее всего, в ближайшее время арендованный участок будет тем или иным путем передан или продан в собственность, на острова протянут ЛЭП и магистральный газопровод и на этом история закончится. Проверки, даже если они и последуют по итогам общественного резонанса, будут формальными отписками. Нарушений, как водится, не обнаружат, моральная же сторона вопроса давно никого не волнует вообще. На банальную совесть нет запроса со стороны власти, а значит нет и политической воли сохранить ключевые природные точки области. Общественность или, что моднее, гражданское общество, в очередной раз окажется в дураках, как это уже неоднократно случалось.
Впрочем, судя по другим похожим случаям, это никого особо не смущает. Бессилие реального общества всегда оборачивается желанием со стороны власти создать его имитацию. На эту имитацию власть и равняется.