Гость нашей рубрики – директор Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова Наталья Александровна Никонорова.

Наталья Александровна, в каком возрасте Вы научились читать?

Точно не помню. Во всяком случае, в 5-летнем возрасте я пришла сама (была очень самостоятельным ребенком) проситься в школу №33 на Западном бульваре. Девочкой я была рослой, и все мои друзья-подруги уже учились в школе. Но, в то время в первый класс принимали детей-семилеток, и директор школы, Михаил Васильевич Винокуров, попросил меня  прочесть первую полосу «Учительской газеты». После чтения рискнул взять меня с одним условием – что буду учиться только на «отлично». Все десять лет этот мудрый педагог с интересом наблюдал за моими успехами, давал дельные советы и много хвалил. У меня вырастали крылья: я неистово училась. И, конечно, много читала.

У вас была большая библиотека дома или же вы брали книги в других местах?

В родительском доме книг было не так много, в основном, классика: собрания сочинений Пушкина, Толстого, Достоевского. Чехова, поэтические сборники Есенина, Маяковского. В детстве родители выписывали для меня «Мурзилку» и «Пионерскую правду». Со временем я уже сама выписывала «Иностранку» и «Новый мир». Часто бывала в библиотеках, могла пропадать там целыми днями до вечера, зачитывалась Дюма, Джеком Лондоном  и Майн Ридом. В старших классах стала собирать театральные книги и живописные альбомы.

А книги школьной программы в детстве читали с удовольствием или же только потому, что надо?

За моим чтением следила мама. Ее любимыми авторами были Пушкин и Гончаров: мама знала наизусть «Графа Нулина», «Евгения Онегина». Она смогла привить мне любовь к литературе и к русскому языку. Чтение книг, в том числе и из школьной программы, было для меня удовольствием. В  студенческие годы, в Москве (я училась в ГИТИСе имени Луначарского, сегодня это – Российская академия театрального искусства) мы по очереди читали самиздатовского Булгакова, Трифонова, Солженицына. У меня до сих пор хранятся отпечатанные на машинке книжечки Ахматовой и Цветаевой. Чуть позже в мою жизнь вошли  книги Василия Аксенова, Фазиля Искандера, Владимира Войновича, Семерсета Моэма, Макса Фриша, Курта Ваннегута, Кобо Абе, японская поэзия…

Что Вы сейчас читаете в свободное время?

Читать люблю одновременно три-четыре книги. Сейчас на моем столе – первая книга Дмитрия Быкова «Гражданин поэт», «Дело о «конокрадстве» Марка Розовского (о постановке «Истории лошади» в БДТ) и очень трогательная, добрая книга (подаренная мне автором) Элеоноры Денисовой «Шарик улетел». А еще познавательная, замечательно изданная и написанная книга доктора Комаровского, которую я приобрела по семейным обстоятельствам (готовлюсь стать бабушкой). Я не люблю детективы и бульварные романы. Отдыхаю с Губерманом и Веллером. Много времени занимает чтение пьес.

Как Вы относитесь к современным авторам? Пытаетесь ли как-то следить за модными тенденциями в литературе?

Пытаюсь. Рада, что в свое время Борис Александров «подсадил» меня на Вербера. А года два назад я с радостью пополнила библиотеку «Книгой, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Это – сборник произведений современных авторов, среди которых Ерофеев, Акунин, Гришковец, Толстая, Рубина. Улицкая, Кабаков, Пелевин, и даже Гребенщиков. Она издана благотворительным  Фондом помощи хосписам «Вера». Все эти авторы творят интересную литературу, которую, на мой взгляд, должен знать каждый интеллигентный человек.

Как Вы относитесь к поэзии?

С любовью. Предпочитаю «мужскую поэзию»: Пастернака, Мандельштама, Бродского. Люблю слушать, как читает стихи народная артистка России, мастер ульяновской сцены Кларина Ивановна Шадько, например, нашей ульяновской поэтессы Елены Кувшинниковой!

А сами стихов не писали?

Мне не повезло с учителем литературы в школе. Однажды на экзамене я написала сочинение в стихах и получила «четверку». Педагог подвергла сомнению возможность поэтического сочинения за отведенное время. И надолго убила во мне желание рифмовать строчки. Но порой балуюсь сочинительством для театральных «капустников», очень мне это  нравиться. С удовольствием пишу статьи о театре, спектаклях, актерах (я ведь театровед по основному образованию). Печатаюсь в федеральных изданиях: «Театральный мир», «Страстной бульвар.10». В нашем театре мы тоже издаем журнальчик «Театр как театр»: пишем летопись важных театральных событий.

Можете выделить книги, которые оставили наиболее яркий след у Вас в душе?

Библия, «Евгений Онегин» Пушкина, «Униженные и оскорбленные» Достоевского, «Обрыв» Гончарова.

Сейчас молодежь считает, что лучше посмотреть фильм, чем прочитать книгу, как Вы относитесь к такой точке зрения?

Трудно сказать… Я знаю, что после телефильма «Идиот» с Евгением Мироновым вся молодежь ринулась читать Достоевского. Или еще пример: на нашем театральном фестивале «Герои Гончарова на современной сцене» после каждого спектакля зрители выстраиваются в очередь за книгами писателя. В таком случае, пусть смотрят.

Как Вы считаете, как нужно прививать детям любовь к чтению?

Моя дочь читает «запоем». Сегодня, с ее подачи, узнаю о новинках в литературе, и не только: еще и в музыке, и в  периодике. Стараюсь следить за современными тенденциями, чтобы ей было интересно со мной беседовать. Как это случилось – не знаю. Просто, в каждом доме должны жить книги…

Беседовала Елена Дубицкая