В Ульяновске состоялся международный культурный форум «Культура и развитие».
Ульяновск как «культурный Давос»? Why not. Или, если угодно, pourquoi pas. Появилась еще одна площадка для обсуждения политики в сфере культуры, причем по инициативе региональной власти. А вдруг? Если ответственный чиновник лишний раз произнесет с трибуны слово «культура», хоть бы и по бумажке, подготовленной спичрайтером, может, у него в голове что-то кликнет, потеплеет на душе, он вечером скажет жене: «Что-то давно мы с тобой не были в театре…». Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, посетившая форум, советует руководителям ходить в театры и музеи хотя бы для повышения престижа отрасли.
Первый культурный конгресс «Культура как средство модернизации» состоялся в Ульяновске в сентябре прошлого года. Слово «модернизация» тогда еще не вышло из моды. Всерьез ждали президента Медведева. Спешно подкрашивали-подчищали город (показуха – тоже элемент культуры, но, скорее, бюрократической), закладывали тротуары брусчаткой. Рассыпающиеся каменные парапеты вокруг здания Ленинского мемориала отремонтировать не успели, задрапировали их клеенкой «под мрамор» – дешево и сердито. Медведев тогда до Ульяновска не доехал, только до Димитровграда, где отметился демонстрацией оскорбленного самолюбия и публичным увольнением Кудрина.
Второй международный форум в Ульяновске, состоявшийся недавно, в конце сентября, назвали «Культура и развитие». Клеенка на парапетах успешно перезимовала, смотрится пристойненько и уйдет во вторую зиму: нет ничего более постоянного, чем временное. На уличных баннерах: «Ульяновск – культурная столица, Ульяновск – родина талантов». Слово «модернизация» утеряло актуальность вместе с его промоутером, и в выступлениях участников форума я его не слышал (или оно по умолчанию перешло в разряд крамолы, как Pussy Riot?).
На открытие форума приезжала Валентина Матвиенко, привезла с собой автомобильные пробки. Спикер Совфеда посетовала на низкий статус культуры, низведенной до «банальных услуг населению». Цитировала Пушкина: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических». Предлагала перейти «от запретительных мер к доверию», чуть позже – призывала «бить в набат» по поводу бездуховности на ТВ. Взяла было на себя миссию то ли цензора, то ли телевизионного контент-менеджера: «Мы должны влиять, мы должны определять, что нужно обществу», – но вовремя исправилась («Общество должно решать»). Во время речи сидящий передо мной знакомый философ достал из сумки, забитой документами, початый рулон туалетной бумаги, отмотал полоску и высморкался (опять же – дешево и сердито, впрочем, сойдет и за протестную акцию в стиле группы «Война»).
С уст Матвиенко легко слетали слова «мораль», «нравственность», «духовность», «культурное просвещение». Слышал бы Станиславский, сказал бы «не верю», ибо навсегда остались в истории скандальные выборы в муниципальных образованиях Петровский и Красненькая Речка, благодаря которым Матвиенку десантировали в кресло спикера Совфеда. Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов припомнил бы, как минувшим летом она «не получала» его письма с просьбой отложить утверждение пакета репрессивных законов. Так что по поводу моральных ориентиров – это явно не к ней: культура исключает ложь. Впрочем, доклад впоследствии часто цитировали, потому что Матвинко сказала – и ей это всегда можно припомнить, – что: 1) культура должна быть отнесена к приоритетным национальным проектам, 2) она должна финансироваться не по остаточному принципу, а из защищенной статьи бюджета. Впрочем, и эта мантра не первой свежести. В России расходы на культуру в 2010 году составляли 0,52% от ВВП. В ближайшие годы бюджетный приоритет будет отдан обороне и безопасности. Согласно «Стратегии-2020», госфинансирование культуры и кинематографа до 2020 года будет трепетать на уровне 0,6% от ВВП. В некоторых европейских странах этот показатель на порядок выше.
Министр культуры РФ Владимир Мединский, сделав ссылку на Владимира Владимировича (как водится, без фамилии, а так, с подразумеваемым определенным артиклем, как торговую марку) и его программную статью, упомянул «беспрецедентные новые зарплаты в культуре». Собравшиеся в зале встрепенулись, зашумели, очевидно, сопоставляя свой заработок с эпитетом «беспрецедентный» и не находя соответствия: а вдруг что-то пропустили? Для них есть информация к размышлению:
При средней зарплате в сфере культуры по стране 11700 рублей (то есть при «средней температуре по больнице», реальный же заработок в муниципальной глубинке – 5-6 тыс. рублей) средняя зарплата в аппарате федерального Минкульта составляет 48300 руб, в региональных минкультах – 36600 руб, в муниципальных управлениях культуры – 24000 руб. Это данные из доклада сотрудника Института экономики РАН Валентины Музычук «Почему государство должно финансировать культуру?». По ее словам, в готовом проекте закона о культуре Минфин зарубил все статьи, связанные с господдержкой. Государство хочет, чтобы культура переходила на американскую модель самофинансирования, зарабатывая на «услугах» и собирая пожертвования. Вот и Мединский «не уверен, что мы должны за счет бюджета пополнять коллекции музеев», которые исторически формировались за счет частных коллекций меценатов. Но за десятилетия советской власти с его ликбезом и «культурой в массы» традиция меценатства была утеряна по причине истребления меценатов, и чтобы возродить ее, понадобятся годы. Олигархический перформанс по покупке яиц Фаберже не в счет.
«Для нас культура – не отрасль, а сама жизнь», – сказал с трибуны форума ульяновский губернатор Сергей Морозов, инициатор форума и иных масштабных региональных проектов в культуре. Губернатор он интересный, во многих отношениях выдающийся, бесспорно, харизматичный. Когда говорит, часто уходит в эмоцию, заводится от своих речей, тогда кажется: еще чуть-чуть – и заговорит про межпланетный шахматный турнир. «Сегодня стоит задача вернуть Ульяновску его величие», – заявил Морозов на встрече с кандидатами на должность регионального министра искусства и культуры, которого однажды (около двух лет назад) решили найти через открытый кадровый конкурс. Всем претендентами он предложил переехать с семьями в Ульяновскую область, чтобы совершить здесь «третью культурную революцию». Для Морозова главные слова, конечно, «инвестиции» и «инвестиционная привлекательность», но он декларирует, что стратегически намерен решать эту задачу через развитие культуры. Заявленная цель – войти в проект «Культурная столица Европы-2020». «Нам предстоит изломать мозги людей», – в тот день губернатор дважды произнес эту фразу, которая в контексте его речи означала, что люди должны взять в свои руки ответственность за свои жизни и за жизнь города, области, страны. Ломать же мозги придется у тех, кто, по его выражению, предпочитает «сидеть на кухне и жаловаться на заср…ный город».
Помнится, в тот день Морозов был в ударе. Он встал, подошел к окну, раздвинул жалюзи и, указывая на дом напротив, спросил: «Вы верите, что этот город с безобразными тротуарами, с домами, у которых отваливается штукатурка, может стать культурной столицей Европы?» «Министры» ответили в том смысле, что движение – всё, конечная цель – ничто. Тогда губернатор окончательно расслабился: «Я говорю своим подчиненным: придумайте, как создать людям хорошее настроение во время длинной зимы с ее депрессией. Надо собрать фотографии счастливых людей и на этот период – январь, февраль – погрузить жителей Ульяновской области в это счастье! Министр культуры – это не министр отрасли, ребята, это – министр хорошего настроения!»
В тот раз все кончилось по Черномырдину, то есть как всегда. Конкурс оказался фикцией: полтора десятка человек со всей страны сорвали с мест, заставили писать концепции и защищать их, хотя у Морозова заранее был свой кандидат из местных. Впрочем, эта женщина не продержалась на посту министра и двух месяцев, ушла, поняв, что в бюрократической системе от нее ничего не зависит.
Не обошлось без политкорректной показухи и на форуме. Именно так следует рассматривать присуждение Зурабу Церетели премии имени художника Аркадия Пластова в размере одного миллиона рублей. Художнический стиль, да и публичный образ Церетели настолько далек от Пластова, уроженца здешних мест, что его никак не назовешь последователем пластовской традиции. Миллион для Церетели в номинации «За выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства» – это ответный подарок «от нашего стола вашему столу» за памятник Столыпину, который Церетели подарил городу. К счастью, академик все понял правильно и передал свалившийся на него миллион детской художественной школе. Достойный поступок.
Показуха в культуре – это оксюморон, эстетическое противоречие, потому что культура – это искренность, какие бы условные формы она ни принимала. В Ульяновске же многое рассчитано на рекламный эффект, как будто в основание региональной политики власть положила стратегию «в начале было слово» в расчете на то, что инвестор прибежит на звуковые вибрации. Большую часть информационного контента областная пресс-служба с подачи губернатора генерирует за счет маниловского пиара типа: «В Ульяновске будет…» или «В Ульяновске планируется…». Это особый тип политической культуры, ориентированный на сознание информационный пузырей: на них интересно смотреть, они переливаются на солнце, но улететь на них нельзя, знаешь, что лопнут. Комментаторы вдоволь поиздевались над идеей производства «летающих тарелок» (термобаллистирующих летательных аппаратов) и струнного транспорта, про которые тоже было заявлено, что они «будут», но о которых сегодня никто уже не вспоминает.
Культура – как матрешка, внутри которой много разных культур: правовая, политическая, экологическая, личная… В Ульяновске сегодня инвесторы побеждают культуру и экологию. Свои и чужие лопахины рубят симбирский вишневый сад, то есть городскую зелень, расчищая участки под безликую застройку. Под угрозой очередной парк, имени Ильи Ульянова, отца человеко-бренда. Постановление губернатора, призванное защитить городские деревья и требующее согласования любой вырубки, было нарушено на следующий же день после его подписания и продолжает нарушаться. Поэтому у меня каждый раз происходит «разрыв шаблона»: вроде, говорят правильные вещи, но почему злостно не делают то, что говорят? Бессильны? Лицемерили с самого начала, потому что знали, что деньги все равно важнее?
Сергей Морозов перечисляет достижения региона в культуре: провели кинофестиваль «От всей души» и этнофестиваль, отметили 200-летие Гончарова, выдали гранты на культурные проекты… Да, в начале было слово, но наших пророков выдает язык. «Мы видим о том, что…» – говорит Морозов с трибуны форума, посвященного культуре. Откуда у него это фирменное «о»? Что сказал бы дедушка Фрейд? «Видим о…» – это всегда вокруг и около, но никогда – в сердцевину, в суть. «Понимаем о…» – это имитация понимания вместо самого понимания, уход в слова. Бродский – тот вообще выводил состояние общества из состояния языка: деградирует язык – деградирует общество.
Писатель Мариэтта Чудакова выступила с лекцией о злоключениях русского языка в нашем веке. По ее словам, русский язык – главная национальная скрепа, но мы ее теряем. Из 19 опрошенных ею студентов финансового института в Барнауле ни один не знал значения слов «невежа» и «невежда». Чудакова намеревалась выступить в защиту родного языка на пленарном заседании, но кто-то этого не захотел: ну да, тут Мединский и Матвиенко сидят, а писательница замечена в симпатиях к либеральной оппозиции и только что издала биографическую книгу, посвященную Егору Гайдару и его времени. «Кто бы мог подсказать Морозову про «видим о том», раз его подчиненные боятся исправить, а то неудобно как-то? – спросил я Чудакову. «Это может сделать только его школьная учительница по русскому и литературе», – ответила она.
Так совпало, что ко дню учителя я делал уличный опрос на тему: «Считаете ли вы, что качество школьного образования в России улучшается?». За то, что оно улучшается, высказалось меньшинство, одна женщина в качестве аргумента выдвинула тот факт, что в школах теперь преподается православие. Один мужчина возмущался: «Вчера с ребенком уроки делал, нулевые окончания. Зачем они вообще нужны, если они – нулевые?!». В основном люди ругали перегрузки и ЕГЭ. Школьная учительница, в возрасте: «Раньше мы ориентировались на детей, теперь – на отчетность, все время и силы уходят на бумаги». Три совпавших мнения: ЕГЭ и деградация образования нужны, чтобы больше молодежи «выдавливать» в ПТУ, чтобы на заводах было больше рабочих рук.
Главные школьные предметы – физкультура, ОБЖ, исторический патриотизм. Судя по бюджетным приоритетам и по тому, что всех «талантливых балалаечников» по завету бывшего министра обороны Иванова все еще гребут в армию, культурный и образованный человек стране, похоже, не нужен. Потому что он начинает думать, анализировать, задавать неудобные вопросы и – о ужас! – ходить на митинги. И здесь уже можно говорить о так называемой духовной безопасности. Чиновники и провластные публицисты трактуют ее в парадигме «самодержавие-православие-народность», то есть для них культурный человек – это не свободный человек, а зависимый от власти национал-патриот, желательно, православный. Поэтому когда они дорываются до культуры, то только затем, чтобы что-то запретить, пресечь, зарегламентировать. Why not, если этого хочет большинство. А нам куда деваться с этой подводной лодки? Форум «Культура и развитие» ответа на этот вопрос, мне кажется, не дал. Или я просто не попал на тот круглый стол, где об этом говорилось.
Ман Жиндубаев
Действия местной правящей клики (кликают из интернетов и кличут из зон) настолько нелогичны, непредсказуемы и иррациональны, что Владимиру Владимировичу пора обратить внимание на возникновение в Ульяновске «ситуации когда верхи не могут, а низы не хотят». Миллиардные контракты под угрозой срыва из-за, мягко говоря, невменяемости местной гоп-компании.
Ах, как правы Вы, Жан Бареич, как правы!
Царь хороший, бояре плохие!
Skyzmey
Великолепно, Серега! Емко и в точку. Спасибо за доставленное удовольствие прочтения!
Чудакова визжала от восторга
при расстреле Верховного Совета в 1993 году. Когда в Ленинке сидела на отделе рукописей, не подпускала исследователей к архиву Булгакова, много материалов оказалось за границей , зато сама наваляла книгу. Правда, были обвинения в плагиате. Злобная и достаточно вздорная особа, спец по пдтасовке фактов, знающие люди ее презирают. Конъюнктурщица, отсюда и любовь к Гайдару. В общем – отлично вписывается в нынешнюю систему.
О
показухе… Уж форум давно в небытие ушёл, а банер на гостинице Советской во весь фасад ( деньжищ то сколько потратили! ) всё висит. И забыли наши начальнички, что за теми окошками, что за банером – люди в офисах ( 5 этажей! ) работают и электричество включают утречком во время яркого солнышка, и глазки свои портят во тьме забанерной. Но некогда думать начальничкам о людишках то! Мысли у них о межпланетных турнирах…
1
почти все кто там работают – правительство ульяновской области, почти полностью 2,3,4,7 этажи. на втором только столовая, но у нее окна на другую сторону. а на 6 – гостиничные номера
1
столовая на 5 этаже, опечатался я
Федя
Окультуривание ульяновцев сейчас как никогда кстати!
Вспомним блистательную русскую классику
При чтении того, что пишет Гогин о нынешних чиновниках, нельзя не вспомнить Салтыкова-Щедрина, его «Историю города Глупова» и глуповского градоначальника Брудастого.
«Брудастый, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был “Органчиком”.»
«Он (=Брудастый) вышел, и на лице его в первый раз увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошёл всех обывателей, и хотя молча, но благосклонно принял от них всё, что следует. Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот… И вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его глаза. “П…п…плю!” наконец вырвалось у него из уст… С этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в открытую дверь своей квартиры.»
«Читая в “Летописце” описание происшествия столь неслыханного, мы, свидетели и участники иных времен и иных событий, конечно, имеем полную возможность отнестись к нему хладнокровно. Но перенесемся мыслью за сто лет тому назад, поставим себя на место достославных наших предков, и мы легко поймем тот ужас, который долженствовал обуять их при виде этих вращающихся глаз и этого раскрытого рта, из которого ничего не выходило, кроме шипения и какого-то бессмысленного звука, непохожего даже на бой часов. Но в том-то именно и заключалась доброкачественность наших предков, что, как ни потрясло их описанное выше зрелище, они не увлеклись ни модными в то время революционными идеями, ни соблазнами, представляемыми анархией, но остались верными начальстволюбию, и только слегка позволили себе пособолезновать и попенять на своего более чем странного градоначальника.»
Вот и у наших правителей, похоже, в голове вживлены микросхемы, произносящие одно и тоже: «мораль», «нравственность», «духовность», «культурное просвещение», «Ульяновск – культурная столица, Ульяновск – родина талантов»…
Мударасова
Не-не-не! Всё не так! … КУЛЬТУРА КАК ШУБА… Вооооооо!!!
Эвелина Закамская
Да за хорошую культуру, как за шубу, приходиться потрудится ротиком.
Владимир I
Браво, Сергей! Но всё же это уже отрыжка, которая по нраву разве что таким гурманам, как Миндубаев. Где ты раньше был, когда шел этот пошлый спектакль?
Он посещал мероприятия,
теперь делится впечатлениями. Нормальная журналистская работа. А вот где были мозги у всех, кто голосовал за ЕР и сейчас дома сидит и выражает недовольство тихим шипением ?
Джойс
Статья на хорошем профессиональном уровне. Отлично, когда автор владеет информацией, словом и тонким чувством юмора. В этой статье Сергей всё это продемонстировал в полной мере, не “перебощив” ни в чём.
Джойс
Статья на хорошем профессиональном уровне. Отлично, когда автор владеет информацией, словом и тонким чувством юмора. В этой статье Сергей всё это продемонстировал в полной мере, не «переборщив» ни в чём.
Валерий
Молодец, Сергей!Поделился своими незашоренными мыслями – получился прекрасный аналитический материал. Кстати, для “Владимира I” и “Он посещал мероприятия,:”, во время чего-то (скажем, какого-то события, или через пять минут после заседания и т.д.) пишутся, сообщаются, показывают (по ТВ) только информации – заметки, репортажи и т.д. А вот синтез, аналитика – именно спустя несколько дней. И в заключение, поправьте, если я заблуждаюсь. Сложилось впечатление, что все эти мероприятия посещали в основном чиновники различных рангов, да ещё самые крутые общественники…
Жаль
Жаль, очень-очень жаль. Что во главе города и области уже столько лет не живой нормальный человек, умный волевой мужик, а этот клоун из макдональдса, симулякр, со взглядом отмороженного судака.
Михаил
НУ молоцы, что занимаются так активно культурой в Ульяновске!
НУуууууу
За культуру! Ик!
Ева
правильно власти делают, что культуру развивают!
Игорь
Статья Гогина как всегда ниочем. Мутно, длинно. Сергей ты, что – как на тебя упала тень Бродского как ты писал в Курьере несколкьо лет назад, так не можешь оправиться после этого? тень тяжелая оказалась? Пишешь что форум плохо – и тут говоришь что приехала Чудакова и др. А они бы приехали без него? Очередной бред с попыткой прикрыть все глубокой философией. ну не нраится тебе сдесь – езжай в свои любимые штаты. там же свобода и деморкатия. будешь жечь глалогам там?
123
очёмочём статья
атлична