или Как могут убить авиафорум.
Теперь, когда уже все высказались по поводу организационных проколов МАТФа, можно поговорить и о самом главном: а нужен ли он вообще.
В отличие от многих моих коллег, в чем-то даже справедливо сомневающихся в необходимости столь больших затрат регионального бюджета на проведение международного мероприятия, я продолжаю считать, что авиационный съезд авиаторов и авиапромышленников необходим. Для России. Ну и, конечно, для Ульяновской области. Потому что прежде в нашей стране не было никакой площадки, где можно всем, кто связан с российским небом, разным сторонам единого процесса – конструкторам, авиаторам, авиастроителям, малой и большой авиации, бизнесу и чиновникам – встретиться вместе для обсуждения общих проблем и поиска путей их решения. Просто не было вообще. Между тем, мало сказать, что в российской авиации и отечественном авиастроении много проблем – они полностью состоят из проблем. Они живут с ними постоянно, к сожалению, свыкнувшись, как соседи по коммуналке, знающие, что уже ничего не изменить, и жить придется именно так. К тому же, все взаимосвязано, и решать проблемы только авиастроителей, не думая об эксплуатационщиках, как и наоборот, невозможно. Биться над ними каждому в отдельности – бессмысленно. Еще хуже, когда кто-то один решает проблему для себя в ущерб другим. Преференции, которых добиваются для себя крупные авиакомпании-монополисты, могут оказаться убийственными для отечественного авиапрома, и наоборот – послабления в авиапроме, привычка работать по старинке, не пытаясь развивать технологии и выводить авиатехнику на новый уровень, ставит авиакомпании перед скудным выбором: или работать на морально устаревшей технике, или покупать западную, добивая российского производителя.
МАТФ – единственный вариант, когда есть возможность обсудить и озвучить все главные проблемы и изложить консолидированное мнение государству, высокие представители которого также присутствовали на МАТФе. Впрочем, самые высокие гости никаких обсуждений не слушали – вскоре после пленарного заседания улетели обратно в Москву. Между тем, по словам участников форума, самое важное было как раз на конференциях по самым проблемным вопросам – серьезные доклады, дискуссии, заявления, предложения (как, кстати, и на первом форуме).
Конечно, на этот раз дирекция форума постаралась отразить, что звучало на конференциях – по крайней мере на сайте МАТФа выложены почти все презентации докладов и даже аудиозаписи некоторых мероприятий. Ну, это уже почти прорыв. По крайней мере, мне и моим коллегам надолго хватит этих материалов для изучения.
НО!
Увы, презентация, это лишь обложка доклада. Самих докладов мы не увидим. Вопросов, споров и дискуссий не услышим. Нет ни одной стенограммы конференций или хотя бы их обзора.
И главное – а где итог?
И каков он?
Несколько опрошенных мною участников МАТФа (специалисты высокого ранга и руководители крупных предприятий) отвечали на эти вопросы примерно одинаково: «Нечего ждать каких-то результатов от форума, одна говорильня: поговорили и разъехались». – «А как же проблемы, о которых Вы говорили на конференции?» – «Будем решать их сами, в частном порядке».
То есть, они не верят в его эффективность.
Я очень не хочу, чтобы МАТФ превратился в «говорильню». Если это можно было допустить на Первом форуме – все-таки тогда это был в первую очередь своего рода пиар-проект, то второй форум – уже работа. Боюсь, что если он так и останется пустой «говорильней», то на третий МАТФ уже приедет меньше гостей, на четвертый – еще меньше. И так – пока он не умрет, убитый говорильней. А зачем занятым людям тратить время на пустые разговоры?
Если МАКС – это надежда на возможные контракты, желание на других посмотреть и себя показать, то
МАТФ – это надежда на что?
Желание чего?
Такое впечатление, что идеологи форума еще не сформулировали четко для себя его цель. Потому что иначе и реализация его была бы иной.
Еще не поздно исправить ситуацию. Сделать так, чтобы каждый участник форума почувствовал необходимость такого съезда авиаторов и авиастроителей. Есть так называемая дирекция МАТФ, получающая деньги за свою работу. Именно она сейчас должна проанализировать все выступления и дискуссии, вычленить и изучить прозвучавшие важнейшие проблемы, предложения, после чего начать искать и анализировать возможные пути решений, вести переписку с ведомствами и компаниями, готовить совместные заявления участников форума по наиболее острой проблематике (раз уж не удосужились подготовить их на самом форуме), выходить хоть на президента ОАК, хоть на президента Владимира Путина. И всю эту деятельность отражать на своем сайте (вместо уже никому не нужных приветствий Матвиенко и Ко), дать возможность крупным руководителям продолжить дискуссии на самом сайте.
Не берусь утверждать, но мне кажется, что и сам форум надо проводить несколько иначе. Может быть, нет необходимости делать такое большое количество конференций и круглых столов. Причем, «изобилие» тематики привело к тому, что одновременно в разных залах обсуждались проблемы, которые волновали одних и тех же руководителей компаний: в одном – грузовые перевозки, в другом аэропортовая деятельность; в одном – кластерный подход, в другом – ТОиР. Ну не разорваться же… Мне кажется, гораздо важнее провести задолго до очередного форума анкетирование участников, чтобы выявить основную проблематику сего дня, проанализировать ее с экспертами, уделить внимание темам, которые (но по-разному) волнуют одновременно и авиастроителей, и авиаторов и так далее. И на основе этого уже формировать программу конференций, да и проекты резолюций, коллективных заявлений и обращений.
И если хоть по некоторым вопросам наметится положительная тенденция к решению проблем, если окажется, что участники форума не только услышали друг друга, но и были услышаны федеральным правительством и президентом, Госдумой, Совфедом (ведь судьба авиации в России, да и в других странах напрямую зависит от позиций государства), значит МАТФ прошел не зря. И тогда, я верю, следующий форум соберет еще больше участников, а Ульяновск и вправду, быть может, начнут называть авиастолицей уже без иронической улыбки.