Писатель Захар Прилепин прочел публичную лекцию в Ульяновске в рамках культурной программы Международного форума «Культура и развитие».
В конференц-зале Историко-мемориального центра-музея И.А Гончарова этот молодой российский прозаик представился так:
– Происхожу из двух крестьянских родов. Детство провел в деревне, потом семья перебралась в город Дзержинск. Успел вкусить благ социалистического социального устройства. Работал на разных работах, включая ОМОН, возглавлял ряд крупных СМИ Нижнего Новгорода. Первую книжку начал писать в 28-29лет.
К этому можно добавить следующее. Настоящее имя Прилепина – Евгений. Ему 37лет. Живет в Нижнем Новгороде. Написал девять книг. Лауреат 14 литературных премий, в том числе «Нацбестселлер» (2008 г.) и «Супернацбест» (2011 г.). Его произведения переведены на 11 языков. Он счастливо женат, имеет четверых детей. Активно занимается политикой.
В лекции в Ульяновске Захар Прилепин дал свое видение состояния, в котором находится современная русская литература, говорил о ее роли в обществе и связи с предыдущими культурными эпохами.
Предлагаем нашим читателям выдержки из его выступления.
В литературе позднего СССР и в постсоветской России писатель отметил несколько периодов.
Конец советской власти характеризовался валом не публиковавшейся ранее, «возвращенной» литературы. Ею были заполнены все толстые журналы и издательства: Александр Солженицын, Анатолий Рыбаков, Василий Аксенов и другие. Затем последовало увлечение постмодернистской литературой, которая занималась «откапыванием трупов», их «расчленением» и удивлялась разнообразию «подземной жизни». И одновременно с этим, на рубеже 80-90-х годов, было потеряно ощущение преемственности нашей литературы.
Характерное для классической литературы осмысление действительности в реалистическом ключе потеряло свои позиции. Хотя поколение реалистов в 90-е годы имело место быть, но его не заметили. Есть, например, такой замечательный писатель, как Михаил Тарковский, родственник поэта Арсения и режиссера Андрея Тарковских. Он живет на Енисее, в деревне, строит церковь своими руками. У него волшебная проза на уровне Валентина Распутина. К Тарковскому можно добавить имена Олега Ермакова, Василия Голованова, Влада Дорошенко. Но внимание публики тогда привлекали другие ценности и антиценности, и это писательское поколение было потеряно для массового читателя.
Поколение Прилепина – после 35 до 40 лет, – по его мнению, является средоточием трех эпох: советской, постсоветской и современной. И им было что сказать о жизни. Все началось с манифеста писателя Сергея Шергунова. Он написал текст, где говорил о том, что время юродства, пересмешничества, издевательства над всем и вся уже утомило всех и, в первую очередь, читателей.
Как известно, само падение советской власти происходило во многом благодаря литературе. Население страны было самым читающим в мире, и влияние слова было колоссальным. Поэтому удары, которые были нанесены «Архипелагом ГУЛАГ», «Детьми Арбата», другими книгами, оказались сокрушительными. Одни только «Дети Арбата» продались тиражом 12 миллионов экземпляров. Такое не снилось ни Борису Акунину, ни Людмиле Улицкой, ни даже Александре Марининой.
При смене государственности в 90-е годы писатель потерял свой статус, нация перестала интересоваться его мнением. Люди для постижения действительности стали искать себе других персонажей. Сначала вся страна увлеклась экстрасенсами. Все следили за тем, как Чумак «заряжает» воду, а Кашпировский «рассасывает» рубцы и шрамы. Им на смену пришли боевые и не очень боевые генералы, ставшие губернаторами. Но и генералы себя не очень проявили, некоторые, к несчастью, погибли. И, опустив руки, все стали взирать и внимать телеведущим, шоуменам.
И только в последние полтора-три года внимание думающей и читающей публики стало переориентироваться на человека пишущего. Статус Дмитрия Быкова, Бориса Акунина, отчасти Людмилы Улицкой, отчасти Эдуарда Лимонова для интеллигенции растет.
Появилась генерация молодых писателей, которых стали называть новыми реалистами. Название не совсем верное, потому что это не классический реализм. В течение «подверстали» несколько весьма разнородных имен, помимо Прилепина, Сергея Шергунова и других, например, – чеченского писателя, пишущего на русском языке Германа Садулаева.
Это новое поколение сошлось на кардинальном неприятии буржуазно-либерального порядка вещей в стране. Еще одна, объединяющая их, черта – апелляция к советскому литературному наследию. Сегодня, к сожалению, история писателя XX века описывается как история борьбы этого писателя с советской властью; если плохо боролся, то тогда он нам особенно и не нужен. Это трагикомическое повторение того, что было при коммунистах в отношении литературы XIX века, что оглупляет историю литературы, потому что все было не так просто. В наше время на части порвали бы и Пушкина, потому что настолько он был противоречивый человек. Писал к декабристам: «Оковы тяжкие падут…», а спустя неделю в другом стихотворении у него уже противоположное отношение к подавлению инакомыслия верховной властью. То же с Достоевским, начинавшим с оппозиции к царскому режиму, а жизнь закончившем консерватором.
Новые реалисты следуют избранному каждым из них писателю советского периода. Михаил Елизаров, например, написал эссе об Аркадии Гайдаре, который был замечательной фигурой, ничуть не хуже Че Гевары.
Сам Захар Прилепин написал биографию Леонида Леонова, который, по его мнению, был равновелик, вместе с Михаилом Шолоховым, Льву Толстому. Книга вышла в серии «ЖЗЛ».
Леонов родился в 1899 году, одном году с Владимиром Набоковым и Андреем Платоновым, и дожил до 95 лет. Прожил весь XX век, дружил – страшно сказать – с Сергеем Есениным! Исследуя его, к слову, малоизученную жизнь, Прилепин, к своему великому удивлению, обнаружил, что этот лауреат всевозможных советских премий, в молодости был белогвардейским офицером. В своих романах он нередко описывал свой белогвардейский опыт.
Вообще, Прилепин считает, что нам пора освобождаться от ощущения, что наше советское литературное прошлое было не совсем достойным, честным, нужным. Сейчас, отойдя от той эпохи почти на 25 лет, становится понятным, что многие самые важные вещи были произнесены писателями тогда. Степень свободы для писателя в то время была достаточно высока, даже по сравнению с днем сегодняшним. Сравнивая классические тексты 70-х годов с текстами 90-х, получаешь перевес в сторону 7 0-х. То же самое – в кино. Дмитрий Быков, которого трудно заподозрить в симпатиях к советскому строю, считает, что тогда было больше идеологических споров, сдержек, противовесов, взрывов, конфликтов.
Даже в 30-е годы далеко не все делалось по указке свыше. Там были такие споры, которые нам и не снились…
Прилепин выступает за то, чтобы не прерывалась связь времен в русской литературе.