Димитровградский любительский театр «Сфера» не понаслышке знает, что такое «подают на бедность»: ткани, костюмы, софиты… Театр содержат на собственные деньги два человека – Владимир Кононов и Наташа Крамер: одна постановка обходится в 40 тысяч! Уже семь лет пара следует за Гёте: «Чтобы создать нацию, сперва надо создать театр». Что можно сделать от желания творить театр и воспитывать в человеке добро – с репортажем из Димитровграда Анна Казакова.

Она – профессиональный бухгалтер и менеджер. Он – бизнесмен и шоумен. Владимира Кононова и Наташу Крамер свело желание делать театр и создавать новую, здоровую и счастливую нацию с одного маленького российского города.

Она. Неслучившаяся карьеристка

«Театр для меня всё, – начинает Наташа. – Я начала заниматься в театральной студии «Луч» ещё в 12. Потом хотела получить театральное образование, поступить в вуз – в Москву, конечно же. Отправляла запросы в столицу – тогда ещё не было Интернета. И из «Щепки», «Щуки», «МХАТа» приходили ответы… Они все прислали письма с приглашениями, но возможности поехать не оказалось – родители не отпустили. Посчитали что, нужно заниматься серьёзным делом. И я не поехала…»

Судьба же распорядилась по-другому. Ради детского музыкального театра «Бим-Бом» Наташа отказалась от карьеры финансиста и управленца и стала актрисой. Тогда – непрофессиональной. Сейчас она почти дипломированный театральный режиссёр – учится в Самарской академии искусств. А за учителем двинулись и ученики – ещё шесть ребят из «Сферы» решили пойти по актёрской колее и поступили на звукорежиссуру, режиссуру и актёрский.

Он. Водитель, дворник, декоратор, психолог

«Сначала попал в кукольный театр, танцевал, потом пошёл в димитровградский театр -студию «Подиум». Театр такая штука – зараза. Если заболел – на всю жизнь. И мне всё это творческое нравилось, а когда с Наташей познакомились, и всё это дело увлекло – пришлось помогать».

Владимир говорит, что иногда театр и постоянная необходимость его тащить – больше никто этим заниматься в городе не будет, – раздражает. Но, по большому счёту, лукавит: когда Вова начинает перечислять все свои функции – и декоратор, и режиссёр, и психолог, и даже водитель при театре – в голосе слышится небрежная гордость за своё дело.

«Ладно, у нас какой-то бизнес есть. Мы подсчитали: с реквизитом, с декорациями и даже при том, что делаем всё своими руками – около 40 тысяч уходит на одну постановку».

Театр как профессия и лучшая сваха – Вова и Наташа не только коллеги по общей страсти, но и муж и жена: их браку столько же, сколько и «Сфере» – шесть лет. Благодаря театру и познакомились. Когда идёшь своей дорогой, тебе встречаются не только правильные люди и нужные возможности, но и настоящая любовь.

«Мне везёт на хороших людей. Вот сейчас с вами, сударыня, познакомился. Я в случайности давно перестал верить: если встречаю нового человека – что-то хорошее должно произойти. Нужно не иметь друзей, нужно уметь дружить, их нужно любить».

Не бытовуха, не порно

17 человек, влюблённых в театр, – костяк «Сферы». Ещё больше – сочувствующих – тех, кто помогает мастерить декорации, делает скидки на необходимое оборудование или просто – даёт деньги. А всё потому, что видят – это для города, молодёжи и – небанально – для будущего. Сферовцы даже опросы проводят на тему, какие спектакли нужны зрителям и ответы на какие вопросы они хотят получить.

Сейчас многие трудности позади. Наташа уверена, что главное у них – энтузиастов – уже появилось.

«А главным для нас было помещение: театр без дома – это тяжело. Где мы только не скитались! Четыре года я платила из своих собственных денег за аренду, снимали производственное помещение на бывшей чулочно-носочной фабрике «Олимп». Потом – устроилась в детский Дом творчества, чтобы какое-то помещение иметь. Потом попали в библиотеку НИИАРа. Теперь, наконец, нам отдали целое помещение в центре города – бывший Дом творчества».

За семь лет существования «Сферы» в театре сделали девять спектаклей. С трудом, без финансирования, но – близко к профессиональным, потому что требования к актёрам и художникам самые строгие.

«Актёры у нас играют непрофессиональные – мы за свою работу денег не получаем, и статус у нашего театра – любительский. Но недостаток профессионализма стараемся восполнить людьми с творческим образованием – музыкантами, театралами, художниками и опытом тех, кто давно в этой сфере – с дилетантами не работаем».

Статус любительского театра не мешает замахиваться на спектакли трудных и необычных жанров.

«Последняя постановка – по пьесе Олега Богаева «Марьино поле» – трагикомедия с элементами фантасмагории. Это – история трёх столетних старушек, которые живут в заброшенной деревне и отправляются встречать своих мужей, не вернувшихся с войны».

«Сфера» – даром, что провинциальный театр – не идёт по пути столичных зубров от искусства – слишком много бытовой драмы или откровенной порнухи. Тема «Марьиного поля» – вера и настоящий смысл жизни – не в том, чтобы прожить её, а в том, чтобы любить и чувствовать.

Сценография – повод для отдельной гордости. Ящик в «Марьином поле» – это и гроб, и дерево, и пенёк. Тряпичный полог – и река, и саван, который превращал старушек в Мадонн. А некоторые персонажи пьесы и вовсе созданы из ремарок автора: Смерть или «блаженная» – её в оригинале нет – ведёт героинь к финалу пьесы. А корова – и вовсе не «корова, а душа» – России. И всё это играют и проживают 17- и 20-летние актёры.

Со спектаклем «Марьино поле» «Сфера» ездила в тверской город Удомлю на конкурс театров молодёжи и даже взяла Гран-при за лучший спектакль. А сейчас театр работает над спектаклем Жана Ануя «Оркестр», тема которого – одиночество.

«Актуально, потому что современный человек очень одинок. И мы работаем с молодёжью и видим, что человек живёт не в реальном, а в виртуальном мире, ограничивает себя и не может общаться вживую в полной мере».

Сейчас Наташа и Владимир думают, куда выведет их и зрителей новый спектакль – какими кривыми и на какие открытия человеческой жизни.

Подают на бедность

Театр собран из всевозможных подарков и дружеских скидок. Даже стулья, на которых мы сидим, беседуя, куплены у димитровградского драмтеатра на распродаже.

«Люди добрые подают – буквально всё, что вы тут видите. Вот – софиты подаренные. У нас есть друг – Владимир Лысов – владелец прокатной фирмы электронного оборудования. И в театре можно часто услышать – «Аве Лысову!», – Наташа поднимает глаза к потолку.

Недавно лагерь «Юность» отдал «Сфере» плюшевый задник: теперь на окна можно повесить шторы, чтобы хоть как-то играть. Но и сейчас на то, чтобы оборудовать театр, нужно тысяч 300. На вопрос – а что администрация, помогает? – Владимир Кононов замечает, что к ней тоже нужно идти с добротой.

«Интересный момент – многие ругают власти. Но я сталкивался с этим и понимаю, что бюджет не резиновый и что кроме нас есть множество просителей. А многие ещё не просто просят, а то и требуют».

Больше не играет в песочнице с дедовскими медалями

Театр – как лучший тренинг и лучшая школа жизни. Наташу и Вову одно время называли даже «Мама Чоли» и «Папа Карло».

«Ты знаешь про все их проблемы, кто с кем сошёлся, разошёлся, кто с кем поссорился сегодня. У некоторых даже дело к свадьбе идёт. И вот приходит, например, Лена: по лицу понятно, что они с Вовой поругались – Лена в образе», – рассказывает Владимир.

Или дворовая димитровградская шпана: после игры в спектаклях – и мата в речи уже меньше, и понимания – больше.

«У Наташи первая самостоятельная работа была – литературная композиция к 65-летию Великой Победы. Посмотреть на этих ребят до и после… В своё время шпана, которая участвовала в спектакле, дедовскими медальками чуть ли не в песочнице играла, а теперь – поняли, как это досталось, до них это дошло».

Воспитать – это главная идея театра, не только зрителя, но и самих актёров. А чтобы театр развивался и получал новые свежие силы, при театре начали делать студию.

«Театр – это постановки, а студия – развитие творческих способностей детей. Где мы возьмём актёров? С улицы не наберёшь людей».

Сейчас при «Сфере» – в студии – обучают сценическому движению, основам игры – и дошколят, и подростков, и молодёжь. Говорят, что у них нет кастинга типа – ты развит, молодец, а ты не можешь – уходи. Ребёнок может не стать артистом, но получит опыт, и ему это в жизни пригодится.

«Чтобы создать нацию, необходимо создать театр. Планы у нас амбициозные – и развивать и обучать. В некотором смысле это – некоторая наивность – можно изменить мир! Но когда ты чего-то достигаешь, то некоторые истоки добра ты закладываешь в эти головы и эти души… Люди, которые болеют театром, всегда немного другие».

Автор – Анна Казакова

Фото Александра Яшина