– Мне скучно, бес.

– Что делать, Фауст? Таков вам положён предел…

 

Ну всё, «совок» попёр из всех щелей. Стоило Путину унавозить отечественную почву законом об НКО-«иностранных агентах», из этой почвы полезли ростки семян, дремавших в ней со времен распада советской власти. Как и ожидалось, новые законодательные реалии выявили в нации худшие черты, сформированные в годы «большого террора» и в годы застоя. Только если раньше стучали по-тихому, то теперь стучат громко, через интернет, хотя по-прежнему анонимно.

В ЖЖ опубликован интернет-донос «Называть вещи своими именами. Нужен ли УлГУ «иностранный агент»???». Вот так, с тремя вопросительными знаками (типа обратите внимание, товарищи компетентные органы!) и с названием в стиле «не могу поступиться принципами». В этом доносе анонимный автор под характерным ником Коммунист сообщает: «Мало кто знает, но «иностранный агент» есть и в Ульяновске». К таковым интернет-стукач относит научно-исследовательский центр «Регион», существующий при Ульяновском университете. «Регион» — один из авторитетнейших в стране и в Европе исследовательских социологических центров, занимающихся молодежной тематикой (молодежные субкультуры и солидарности, гендерные исследования, национальные идентичности, измерения патриотизма, социальный и политический активизм молодых, толерантность и ксенофобия и т.д.). Всю информацию о себе «Регион» сообщает на официальном сайте, откуда аноним надергал информации об участии «Региона» в международных проектах. В частности, НИЦ «Регион» – единственный в России участник европейского проекта MYPLACE (Memory, Youth, Political Legacy And Civic Engagement), который реализуется под эгидой Еврокомиссии и программы Seventh Framework. Его цель — понять, как формируется социальная вовлеченность молодежи в условиях тоталитаризма (прошлого и настоящего) и популизма в Европе.

Но Коммунист начеку. «О последствиях использования результатов исследований, передаваемых «Регионом» за кордон, конечно, никто не задумывался, — пишет он. — При этом исследования охватывали не только нашу область». Усомнившись, что робкий стук не дойдет до ушей, которым он предназначается, автор решает выразиться более определенно: «Все полученные «Регионом» материалы, так или иначе, передавались нашим давним «друзьям» — англичанам… По результатам работы «Региона» в рамках проекта в СМИ и сети Интернет выходили статьи, заметки, интервью, видеоролики. Все они имели «оранжевый» подтекст. Иными словами, «Регионом» формируется определенное общественное мнение для воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой политики. Все это соответствует направлениям деятельности “иностранного агента”».

Ну и, наконец, чтобы компетентные органы не прощелкали врага, автор прямым текстом называет орган, к которому адресует свой донос: «Что будет с «Регионом», когда поправки окончательно заработают и ульяновский Минюст плотно займется его деятельностью?».

НИЦ «Регион» существует более полутора десятков лет и является сторонником качественных методов в социологии. Его сотрудники проводят полевые исследования с погружением в молодежные субкультуры, публикуют результаты в виде книг и статей. Благодаря «Региону», в частности, стала яснее картина неформальных молодежных солидарностей — скинхедов, «антифа» и т.д. НИЦ проводил и фундаментальные исследования по молодежной регионалистике, из которых видно, насколько патриотична молодежь в глубинке по отношению к малой родине и к России в целом, какие проблемы считает самыми острыми, почему уезжает из регионов в центр. Умная власть должна была бы ухватиться за эти исследования, потому что они как на блюде преподносят основные мотивации, движущие молодыми. Но автор анонимки хочет, чтобы «Регион» как можно скорее прекратил свое существование, тем самым разбив оптический прибор, сквозь который власть могла бы разглядеть молодежь, «будущее страны».

О том, что закон об «иностранных агентах» дал толчок государственной ксенофобии, говорит и недавнее сообщение «Интерфакса» со ссылкой на руководителя УФСБ по Ингушетии Юрия Серышева, который заявил, что органами ФСБ прекращена деятельность 20 некоммерческих организаций Ингушетии по обвинению в связях со спецслужбами иностранных государств и сборе сведений разведывательного характера (сами НКО эту информацию не подтверждают). «Наивно думать, что иностранными организациями выделяются крупные денежные средства неправительственным организациям на развитие демократии. Заявляя о неких высоких целях своей работы, они фактически занимаются разведкой в интересах иностранных государств», — сказал Серышев.

В общем, назад в будущее?