Арина КОЛОБКОВА
Пресса достаточно скромно сообщила об этом событии. Но само событие скромным вряд ли назовешь. И к Ульяновску оно тоже имеет отношение, поскольку связано с именем нашего выдающегося земляка. Но обо всем по порядку.
На днях в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях состоялась церемония передачи в эксплуатацию новейшего научно-экспедиционного судна «Академик Трешников». Оно отправится в тихоокеанский сектор Антарктики, где научные работы наша страна прекратила в конце 80-х годов прошлого века. Лишь в 2010-м правительство утвердило стратегию деятельности России в Антарктике до 2020 года. И главные надежды в этом вопросе возлагаются на «Академика Трешникова».
Судно — а это одновременно и танкер-сухогруз, и ледокол, и носитель бортовых вертолетов, и пассажирское судно, и научно-исследовательская база — будет заниматься исследованиями в области океанологии, геофизики, метеорологии и морского льда, поддерживать жизнь российской антарктической станции «Беллинсгаузен». Район плавания не ограничен — может дрейфовать в ледовых условиях арктических морей и плавать в тропических морях. Ввод в эксплуатацию «Академика Трешникова» — долгожданное и этапное событие для российского судостроения. На его строительство было затрачено 6 миллиардов рублей.
И куда бы ни плавало это замечательное судно, оно будет напоминать всем об удиви-тельном человеке Алексее Федоровиче Трешникове. Нашем земляке. Океанологе, географе, полярном исследователе, докторе географических наук, профессоре, академике. О его жизни и работе можно писать целые тома.
Алексея Трешникова называли хозяином двух полюсов. Уважали за риск и… упрямство. «Уж если я чего решил…» — любил говорить Трешников. Уже в 1949 году 35-летнему полярнику было присвоено звание Героя Социалистического Труда «за исключительные заслуги в деле освоения Арктики и Северного морского пути».
Родился он в 1914 году в селе Павловка Симбирской губернии (ныне Барышский район Ульяновской области). В 1939-м после окончания Ленинградского университета его распределили в Арктический институт Главсевморпути. Вот лишь небольшая толика фактов его яркой биографии.
В годы войны участвовал в рискованных походах на гидрографическом судне «Мурманец», спасая полярников со станций, обстреливаемых фашистскими подводными лодками. В конце 40-х в составе воздушных высокоширотных экспедиций приземлялся на арктические острова и места, куда ни разу не ступала нога исследователей, и на дрейфующие льды — в результате был открыт подводный хребет Ломоносова. В 50-х годах он — начальник 2-й советской антарктической экспедиции на станции Мирный. Оттуда на вездеходах, тракторах и самолетах Трешников совершил несколько походов в глубь Антарктиды. В 60-е — начальник 13-й советской антарктической экспедиции на дизель-электроходе «Обь», совершившей кругосветное плавание в высоких широтах, во время которой на острове Кинг-Джордж была открыта научная станция «Беллинсгаузен». В 1973-м возглавил работы по выводу из ледового плена все той же «Оби», зажатой льдами близ Антарктиды. Всего выдающийся полярный исследователь участвовал в 22 научных полярных экспедициях. В последний раз — в возрасте 72 лет! В России имя Трешникова стало легендой среди исследователей Арктики и Антарктики и получило признание во всем мире.
Он был президентом Географического общества СССР, директором Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, участником создания первого в мире уникального «Атласа Антарктики», исключительно высоко ценящегося в научном мире по сей день за точность и полноту информации. Имя Трешникова еще при его жизни присвоено малой планете № 3339, а после смерти — заливу в море Дейвиса у берегов Антарктиды.
Алексей Федорович напишет в своих воспоминаниях: «Работа в полярных экспедициях буднична и скучна, она требует терпения и умения владеть собой в дни ожиданий, умения найти дело, которое бы отвлекло от дум о доме, о близких, находящихся очень далеко. Чтобы преодолеть тоску и скуку, нужно не меньше силы воли и выдержки, чем при опасной и напряженной работе. Ахорошее настроение и умение даже в самых патовых ситуаци-ях улыбаться — необходимое качество полярника».
Почитайте его книги «История открытия и исследования Антарктиды», «Зимой в Южном океане», «Антарктика: исследования, открытия» (1980), «Мои полярные путешествия». И — как знать! — может, вас увлечет романтика двух полюсов Земли, которым посвятил свою жизнь наш земляк Алексей Федорович Трешников.
В прошлом году в сентябре в Ульяновске состоялся географический фестиваль «Фрегат «Паллада». Одна из фестивальных конференций была посвящена памяти Алексея Трешникова. Организаторы пригласили родственников ученого из Санкт-Петербурга, где похоронен Трешников, и с его родины — деревни Павловка. Зять ученого Евгений Касаткин привез фотографию памятника на могиле Трешникова: это изображение пингвина — птицы, ставшей символом Антарктики. И подарил Ульяновскому отделению Русского географического общества миниатюрную копию судна «Академик Трешников». Того самого, что скоро отправится к берегам далекой Антарктиды.