Томные женщины, похожие на цветы, в пышных платьях и огромных шляпах на страницах старинных журналов мод напоминают об изменчивости вкусов и эстетических идеалов.
Новая выставка «Cherchez la famme» в музее «Симбирские типографии» начинает цикл «Мода и время». Первая из них посвящена эпохе конца XIX – начала XX веков. Научный сотрудник музея Наталья Лукашкина пообещала, что одна из выставок будет о моде раннего советского периода.
Экспозиция из фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» напоминает об образах блоковских Незнакомок и Прекрасных Дам – таинственных, обольстительных, манящих. Облаченные в шелка и бархат, в кружевах, оборках, цветах, они смотрят со страниц журнала «Der bazar», популярного приложения «Парижские моды» к журналу «Нива», и других. Появлению в них высококачественных иллюстраций модницы были обязаны шагнувшим вперед на рубеже XIX-XX веков полиграфическим технологиям.
Не потеряли своего очарования дошедшие до нас аксессуары, слегка тронутые разрушительным временем. Глядя на них, невольно пробуждается фантазия…
Чье волнение скрывала от любопытных глаз вуаль, лежащая теперь в витрине? «Да», «нет» – с помощью особого языка вот этот веер, движимый нежными пальцами, мог подать или обрушить надежды юного влюбленного. А белый кружевной платочек так и видишь трепещущим на ветру в руке, машущей вослед уходящему вдаль в клубах дыма паровозу…
Мода, как известно, имеет особенность возвращаться, поэтому некоторые вещи в экспозиции оказались актуальными в XX! веке, естественно, в новых вариациях. Корсет, например, стягивавший прежде традиционно пышные для того времени женские формы, обрел декоративную функцию в связи со стремлением наших современниц к утонченности фигуры.
Создатели выставки сделали акцент на двух элементах женского наряда, разместив на подиуме жакет конца XIX века и газовый шарф начала XX века.
Тут тоже прочитывается преемственность. Драповый жакет трапециевидной формы вполне можно было бы надеть хоть сейчас. Подобные фасоны носят. Но старинное одеяние отличает накладная деталь сложной ручной работы, расположенная на спине. В ее создании использовались и вышивка, и бахрома, и стеклярус и что-то еще. Далеко не каждая женщина из века нынешнего отважилась бы при своей занятости убить уйму времени на создание подобного украшения.
– Жакет этот, по всей вероятности, – считает хранитель коллекции тканей фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Лариса Артемьева, – был сшит в Симбирске и предназначался для горожанки мещанского сословия.
А вот большой газовый шарф с маками на белом фоне фабричного и, скорее всего, – российского производства. Рисунок на тончайшем шелке – в стиле модерн. Подобные аксессуары продолжают оставаться популярными, и в очередной раз подтверждают истину: новое – это хорошо забытое старое.