Есть ли власть у сельской власти? Этот вопрос обсуждался в среду, 17 октября, в Законодательном Собрании Ульяновской области в рамках «круглого стола», посвященного эффективности деятельности администраций сельских поселений региона.
– Вопрос местного самоуправления очень актуален, ведь в нашем регионе каждый третий человек – житель сельской местности. Несмотря на то, что прошло достаточно много времени с тех пор, как мы живём по новым принципам (Ульяновская область стала одним из первых регионов, где перешли к системе местного самоуправления, согласно Федеральному закону №131, – авт.), в законодательном плане очень многие вопросы уровня сельских поселений ещё не урегулированы до конца. Тем не менее, уже назрела необходимость подвести первые итоги. Какова роль сельских администраций в развитии территории? Насколько успешно они справляются с возложенными полномочиями? Сегодня у нас есть возможность провести системный анализ состояния местного самоуправления в Ульяновской области, чтобы на основании полученных выводов принимать дальнейшие решения, – объяснил председатель Законодательного Собрания области Борис Зотов.
Большинство тех, кто собрался за «круглым столом», сошлись во мнении, что новая система самоуправления оказалась недостаточно эффективной. Исполняющий обязанности министра внутренней политики области Игорь Самойлов одной из ключевых причин назвал уровень подготовки кадров. Львиная доля сотрудников сельских администраций имеет лишь среднее техническое образование. Решать сложные проблемы в современных условиях им попросту не под силу. А молодые специалисты с высшим образованием в поселения попросту не идут: средняя заработная плата не превышает восьми тысяч рублей, а нагрузка велика, поскольку каждый работник, как правило, отвечает за два-три направления работы. По причине низких зарплат 15 глав за прошлый год покинули свои посты.
Сказывается и то, что поселениям переданы задачи, которые они, вследствие скудности своих бюджетов, просто не в силах решить, Как сообщила заместитель министра финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая, в 2012 году на решение 38 вопросов местного значения, входящих в обязанности сельских администраций, предусмотрен 1 млрд 6 млн рублей – примерно 60% от потребности. При этом собственные доходы сельских поселений в 2012 году составили 9,6%. В первую очередь, это связано с недостаточной налогооблагаемой базой и системой распределения налогов. При таких доходах, к примеру, ремонтировать и содержать дороги просто нереально.
Председатель Комитета по бюджету, налогам и предпринимательству Алсу Балакишиева напомнила, что главной целью 131-го закона было сделать местную власть ближе к народу.
– Но как депутат от сельского округа могу сказать, что с момента вступления закона люди не почувствовали изменений в лучшую сторону, – считает она.
Алсу Харисовна предложила проработать вопрос передачи полномочий сельских поселений на уровень районов с тем, чтобы все средства, высвободившиеся за счёт административного аппарата, были направлены непосредственно на решение местных задач.
Представитель аграрного комитета Михаил Горшков обратил внимание на то, что сокращение численности учреждений образования и здравоохранения, уменьшение штата сотрудников правоохранительных органов в населённых пунктах всегда отрицательно воспринимается населением и приводит к ухудшению социального самочувствия. Депутат выразил опасение, что возможная оптимизация управления сельских поселений не приведёт к желаемому результату и спровоцирует недовольство со стороны жителей.
Впрочем, все участники «круглого стола» были единодушны в том, что полностью отказываться от администраций поселений никоим образом не следует.
– Без местного самоуправления невозможно прямое взаимодействие власти и населения, – отметила исполнительный директор Совета муниципальных образований области Наталья Ганенкова. – Разрушив эту связь, мы потеряем доверие к власти.
Прозвучало на «круглом столе» и мнение, что повысить эффективность работы администраций поможет введение института сельских старост. Как объяснила руководитель областного агентства по развитию сельских территорий Маргарита Салова, старосты будут помощниками губернатора на местах на общественных началах. Они не заменят глав администраций, а будут помогать им в работе.
Главы администраций районов и сельских поселений, присутствовавшие на «круглом столе», подчеркнули, что прежде, чем принимать какие-либо решения по реорганизации сельских администраций, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Несмотря на большое количество претензий к качеству их работы, недооценивать выполняемую сельскими администрациями работу нельзя.
В завершение «круглого стола» участники приняли проект рекомендаций для детального анализа эффективности деятельности сельских администраций. Так, по мнению собравшихся, необходимо разработать и утвердить критерии оценки эффективности деятельности администраций сельских поселений, обеспечить повышение квалификации муниципальных служащих, в том числе посредством реализации областной целевой программы «Развитие государственной и муниципальной службы в Ульяновской области».
Завершая дискуссию, председатель областного парламента Борис Зотов отметил, что Законодательное Собрание готово взять на себя обязательство в случае необходимости подготовить обращение в адрес Государственной Думы РФ, в котором будут отражены обозначенные проблемы и предложения, требующие решения на федеральном уровне.