Обзор событий и прессы 15-20 октября

Повестка прошедшей недели была связана с событиями политического характера, в которых отразились общероссийские процессы и местная специфика. Выборы хоть и незначительно, но всё же активизировали политическую жизнь провинции, подняв всю муть, которой наполнена наша политическая жизнь.

Вкратце о неполитических событиях по мотивам предыдущего обзора.

В администрации города Ульяновска продолжаются злоупотребления. Городской комитет по развитию предпринимательства и Центр развития предпринимательства за два года раздали грантов на 77,9 миллиона рублей, из них 13,6 миллиона – с нарушениями. Среди получателей денег родственники и бывшие чиновники. Замечены в их работе также и случаи «откатов». Ещё 24 млн. рублей администрация города заплатила в прошлом году за неосуществлённые работы по обустройству ульяновских дворов. При этом акты выполненных работ чиновники подписали.

В областной администрации продолжают освобождаться места. Свой пост покинула директор департамента массовых коммуникаций Марина Уральцева, пришедшая на работу вслед за Николаем Дорониным. О причинах отставки, как и о самой отставке, официально не сообщается. Коммуникации не срабатывают. Новые люди в Жёлтом доме не приживаются. И это уже тенденция. Система зацементировалась.

Из криминальных новостей внимания достоин поджог двух машин на улице Репина. Машины стояли в разных концах двора. Среди версий поджога – запугивание хозяев машин. Ими являются супруги-бизнесмены, которые по неофициальной информации занимаются строительством. Нелегко заниматься бизнесом в Ульяновске.

А теперь – о политике.

Убедительная победа
В прошлое воскресенье состоялись муниципальные выборы. «Единая Россия» получила сто процентов мандатов в Сурском районе и городе Сенгилее, 28 мандатов из 30 – в советах депутатов Барышского района и города Барыша. Подавляющее число мандатов получили члены и сторонники «Единой России» в Новоульяновске. Единоросс Сергей Давыдов одержал победу на довыборах в Городскую Думу Ульяновска. У «Справедливой России» и ЛДПР по итогам 14 октября всего по два мандата. У КПРФ – ноль.

Антон Хащенко назвал такие результаты «убедительной победой», причинами которой стали системность и технологичность избирательной кампании, а также качество кандидатов, выдвинутых партией власти.

Наиболее технично обошлись с Матвеем Володарским в Новоульяновске. Его уход был спланирован заранее и отработан на высшем уровне. Но теперь возникает проблема возвращения Матвея в ульяновскую публичку – его молчание в своё время было «куплено» мэрством. Если Володарский захочет, он сможет вернуться. Хотя есть вариант, что за время работы он мог накопить и грешки, которые теперь позволят держать его на коротком поводке.

Если новоульяновскую «технику» публично никто не озвучивает, то по поводу Сурского района высказался хорошо знающий местный колорит Вячеслав Куликов, бывший на выборах наблюдателем: «Так одна дама умудрилась проголосовать «на дому», при своём нахождении в Санкт Петербурге!!! <…> Та, что проголосовала в Питере – была вычеркнута (типа ошибка), зато «москвичей» проголосовало… Я для себя пять фамилий записал». Ещё одно открытие Куликова: «Сейчас смотрю сайт избиркома. 133% в одной деревне у нас проголосовало».

Относительно победы Сергея Давыдова с 51% один недоброжелательный к власти портал распространил информацию о том, что по опросам голосовавших, Давыдов уступал коммунисту Евгению Васину (он в итоге набрал чуть больше 40% голосов), поэтому местное начальство мобилизовало работников предприятий Железнодорожного района и бюджетников, чтобы те отдали свой голос на довыборах.

Даже, если все эти сплетни недалеки от правды, Сергея Давыдова всё равно можно поздравить с честной победой, так как на участке стояли КОИБы, то есть ручная фальсификация была невозможна. Об отсутствии фальсификаций говорит и очень низкая явка ульяновцев на прошедшие довыборы – порядка 15%. Честно говоря, такие цифры не «убеждают» в поддержке населением местных единороссов. Кроме того, наблюдатели в один голос задаются вопросом, а зачем, собственно, Давыдову нужно это депутатство? Ну, разве только как-то разнообразить местную политику яркими пиар-инициативами, как предполагает политтехнолог Дмитрий Савчук.

Плохая оппозиция
По поводу оценки низкой явки в Ульяновске в среде активных комментаторов возникло два лагеря. Бывший чиновник Ранис Маллямов высказался прямо: «Просто сегодня доверие к власти ниже плинтуса». На это также бывший чиновник, а ныне вновь активный партдеятель, Антон Хащенко парировал, что низкая явка – это общая проблема для всех стран с развитой демократией, в которых процветает стабильность. Он также добавил, что оппозиционеры «то ли боялись идти к людям, то ли не понимали, о чем можно говорить», а также использовали «грязные технологии», «занимались поливанием грязи и критиканством». Старший товарищ Антона – Владимир Бурматов – прямо обвинил в низкой явке на выборах оппозицию: она не смогла привести граждан на избирательные участки.

И мы добавим пару слов по поводу качества оппозиции. Эсеры не выставили своего кандидата на выборах в округе, который на прошлых выборах отдал им свои голоса. Анонимные комментаторы даже говорят, что эсеры работали на стороне Сергея Давыдова. Этому можно поверить, глядя, как бывший эсер Николай Доронин работает на лидера единороссов Сергея Морозова, а тот в свою очередь – на победу Сергея Давыдова. Очень странная ситуация, если не считать, партию эсеров подставной.

О том, что кандидаты от ЛДПР являются подставными, на этих выборах показал сам Владимир Жириновский, поддержав в Брянской области кандидата от «Единой России». Схема спойлерства у либерал-демократов отлажена давно и работает по всей России.

Не менее странно вели себя и коммунисты, выставив слабую фигуру Евгения Васина. Крики Александра Кругликова о бесстыдном административном ресурсе не могут объяснить вялую позицию кандидатов от КПРФ. В итоге ульяновцы голосуют за коммунистов, потому что воспринимают бренд партии как единственный вариант оппозиции. Даже оппортунизм лидеров коммунистов не снижает поддержку партии со стороны недовольного населения.

Напомним, что у Сергея Давыдова был и ещё один хороший соперник – Сергей Герасимов, но он снял свою кандидатуру ещё до выборов. Такое поведение самого весомого оппонента наводит на мысль об определённых договорённостях с властью. Например, относительно городской собственности, по поводу которой у Герсимова недавно вышел спор с церковью.

Получается, что «системная оппозиция» у нас, как и сама власть, поражена коррупцией. Наши оппозиционные политики очень хорошо играют роль «плохой оппозиции», обеспечивая убедительные победы «Единой России».

Независимый от избирателей
Пример удобного для власти поведения на этой неделе продемонстрировал и бывший ульяновский депутат, а ныне депутат Госдумы – Вадим Харлов. Он, оставаясь членом фракции «Справедливой России», заявил, что ради интересов своего региона войдёт в блок «независимых депутатов», так как часто позиция эсеров расходится с позицией, выгодной Ульяновской области. Словом, теперь Харлов будет голосовать так, как захочет, не оглядываясь на мнение партии и избирателей, голосовавших за партию на выборах.

Наблюдатели отмечают, что «независимые» теперь могут отдать свои голоса «Единой России», которых ей не хватает для принятия изменений в Конституцию России. Другие пишут, что Вадим Харлов предал партию. Третьи, что партия предала избирателей, так как Харлова до сих пор не исключили из неё, несмотря на «независимую» позицию.

Отметим, что при существовании регионального компонента при подсчёте голосов на выборах в рамках пропорциональной системы мандаты получают всё же не люди, а партии, поэтому юридически Харлов не может выйти из фракции, заявляя о региональном интересе. Депутатов от регионов мы не избираем – это другая система. Отметим также, что пропорциональная система придумана для того, чтобы исключить коррупцию в парламенте через систему партийной дисциплины. Это, кстати, не исключает партийную коррупцию на выборах при составлении списков, но в данном случае мы видим неописанный ранее случай политической коррупции и на уровне отдельных партийцев и на уровне всей партии «Справедливая Россия».

Почём поддержка общественности?
Как записные оппозиционеры становятся защитниками власти, вероятно, может рассказать и Александр Брагин, известный ранее как эколог и либерал. О его гибкой позиции на этой неделе рассказал Дмитрий Савчук, заявив, что «Брагин, который почему-то называет себя общественником, ничем кроме мелкой пиар-торговли не занимается».

Вероятно, попадание Александра Брагина в Общественную палату также явление из разряда «взаимных услуг». В данном случае взаимными любезностями Александр обменивается не с частными лицами, а с региональной властью. Всё чаще он занимает провластную позицию, играя роль оппонента с «конструктивной критикой». В качестве примера – закон о митингах. Именно Брагин первым выложил его новый вариант и поддержал областное правительство относительно нововведений.

Закон о тихой политике
Новый вариант закона о митингах в десять раз уменьшает расстояние, на которое митингующие могут подходить к жилым домам и общественным зданиям. В новой редакции есть и другие признаки «демократизации». Но главные изъяны не исчезли: на тротуарах собираться нельзя, а место, где можно собираться – не определено.

Самое главное, что закон игнорирует и право граждан на собрания, и право собственности. По нему получается, что политики, к примеру, не могут устроить митинг на крыльце своего дома. По закону, их вечеринку на полных основаниях сможет разогнать полиция. Другой вопрос: а что такое тротуар? В ПДД сказано, что это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Следовательно, все территории вдоль дорог будут закрыты для собраний, в частности территория, прилегающая к ульяновской мэрии.

Самое главное, что разумного обоснования нововведениям нет, а все обсуждения были формальностью. Законопроект уже рассмотрен на заседании облправительства, одобрен им и направлен в ЗС области для принятия. Обоснование для принятия закона, прозвучавшее от зампреда правительства Александра Якунина, – это требования федерального центра.

Молодёжь готова к политике
Формальность «общественных обсуждений» на этой неделе показали и бурные дебаты вокруг бюджета молодёжной политики. Губернатор Сергей Морозов обратился к жителям области с просьбой подключиться к обсуждению проекта основного финансового документа на 2013 год. Откликнулась на призыв молодёжь. Причиной стало урезание молодёжного бюджета до 10 миллионов рублей. Это заметно подняло тонус «молодёжной политики»: схлестнулись между собой главные распорядители уменьшающегося бюджетного потока.

В конце недели прошла встреча молодёжи и финансистов, на которой молодость взяла верх над мудростью. Молодые активисты требовали денег и шантажировали власть оттоком сверстников из региона и протестной активностью. Самый храбрый спикер – лидер молодёжного парламента Сергей Гулькин – даже запросил у губернатора личной встречи. В сети продолжается молодёжный флеш-моб в поддержку молодёжной политики.

Меж тем, бюджет уже давно был рассмотрен в правительстве и ушёл в ЗС. Денег на всех не хватает. Хотя за молодёжь вступилась ещё и «Единая Россия», вся надежда только на губернатора, который ещё не обращался к местному парламенту с бюджетным посланием. Возможно, он проявит политическую волю и выделит молодёжи ещё несколько десятков миллионов, вопреки всем обязательствам, которые несёт областной бюджет по воле Владимира Путина, наобещавшего избирателям всяческих социальных благ, но забывшего про молодёжь.

27 партий
Одновременно с собранием политически буйной молодёжи проходила и встреча-знакомство лидеров политических партий, которых в регионе уже насчитывается около трёх десятков. Как пишут очевидцы, у нас есть филиал «Монархической партии», а «особо густо представлены «зеленые» партии». Некоторые «лидеры», по словам Жавдета Ильязова, так и не смогли правильно вспомнить название партии, которую они представляют.

Очевидно, что перед нами набор лубочных партий, которые к Ульяновску не имеют никакого отношения. Целью их создания является, вероятно, переформатирование существующей прогнившей партийной системы. Попутно новые карлики должны растворить в себе новую оппозицию, постепенно вырастающую из уличного протеста.

Революционное подполье
Один из лидеров улицы – Сергей Удальцов – собирался вновь посетить Ульяновск, но не смог этого сделать. Он стал фигурантом дела об организации массовых беспорядков. Как стало известно из фильма «Анатомия протеста-2», показанном на одном из центральных каналов, Удальцов с соратниками на грузинские деньги готовил в России различные диверсии и захват власти. Удивляет что до сих пор не найдены боевики Удальцова, организовавшие летом покушение на журналистку Анну Позднякову, порезав девушку ножом.

Идейным центром ульяновских революционеров, работающих на зарубежных хозяев, по мнению анонимных блогеров и комментаторов, является социологическая служба «Регион», базирующаяся на площадях Ульяновского госуниверситета. На неделе в интернете появилась информация о связях главы «Региона» Елены Омельченко с западными фондами, которые посредством грантов влияют на общественное сознание внутри страны, готовя оранжевую революцию. Если данная информация подтвердится, то Ульяновск в очередной раз вполне сможет претендовать на название родины революционеров.

Патриоты
Вброс информации о центре «Регион» и комментарии к последовавшей после серии статей Сергея Гогина показали, что в России и в Ульяновске формируется мощная антилиберальная патриотическая платформа. Новые патриоты выступают за традиционные ценности, за имперскую державность и апеллируют к мудрости государственнообразующего русского народа. Они против западной демократии, индивидуализма и толерантности. Особо ненавистны патриотам нетрадиционая сексуальная ориентация.

К слову сказать, Владимир Путин, встречаясь на этой неделе с представителями ОНФ, озвучил ряд идеологем, присущих именно патриотам-имперцам, а также назвал две партии, с которыми будет сотрудничать фронт – «Единая Россия» и «Патриоты России». Так что ульяновский политический спектр вполне соответствует общероссийским процессам трансформации старого путинского режима в новый. Жаль, что патриоты в Ульяновске, за исключением, пожалуй, Виктора Каменева, пока анонимны.

Добро пожаловать в новую политическую реальность! Какой она будет, расскажет Улпресса.