Безмолвный, до самых верхушек деревьев налитый тишиной лес словно тоскует об ушедшем лете, об исчезнувшей перекличке птиц, о цветочном переплясе на полянах. Желтые, багряные и, коричневые колера сменили зелень. Улеглись на сеновалах и в стогах пунцовая смолка, пряная кашка и тревожная незабудка. А птицы уже отмеряют не одну тысячу верст вслед за укатившим на юг летом. Что поделаешь? Права наука всезнающая — всему свое время, свой черед. Все обусловлено, все обосновано: весна несет жизнь, осень — замирание. Анабиоз.
И косо летящий осиновый лист на глазах сереет, прикоснувшись к земле — словно траурной вуалью покрывает все до будущего мая.
Но — что это, что?!
Ярко — красный лист земляники возле трухлявого дубового пня. А возле? Глазам не верится — ягоды! Одна, вторая, третья. Земляника, как известно, ягода июньская, солнцелюбивая. Как умудрилась она еще раз созреть в те дни, когда осень уже отшагала к зиме треть своего пути?
А рядом? Цветут с горделивым достоинством едва ли не первые весенние цветы: сон-трава. Размохнатилась у корневища старой сосны. А в березняке, уже почти насквозь продутом сентябрьскими сквозняками вроде потупившись, но с явной лукавиной смотрят на меня собачьи фиалки — тоже ранний, на заре лета восходящий цветок. А вот и колокольчик — рядом с побуревшим семейством глухой крапивы. Надо же — жилистая крапива перед осенью пасует — а нежные цветы бросают ей вызов! И сидят на них блаженно раскинув крылья бабочки — крапивницы — те самые, что еще в марте оживают в вашем доме между рам. Словно весть подают стосковавшемуся по теплу сердцу человеческому — не печалься, весна еще придет.
А сейчас, в грустные осенние дни, вроде утешают: «Не вешай, друг, носа, до зимы еще далеко!» Верю вам, верю.
…Все лето — мечтал увидеть лягушек. Обыкновенных, милых наших лупоглазых красавиц, от которых в детстве, бывало, спасу не находил на нашей деревенской речке Канавке. И на берегу, и в воде их бывало многие тысячи. Ловишь, бывало, решетом пескарей. Тянешь его из воды — а там добрый пяток лягух — чуть не с лапоть величиной. Прыг, прыг, прыг! Да еще нечаянно, с перепугу, иная тебе за пазуху залетит. Жуть!
А минувшим летом лягушек не видел. Июнь, июль — сушь. Куда подевались грады, ливни? Туман по утрам? Бывало, после таких теплых дождей в лужах лягушек чуть ли не больше воды. А ныне — ни луж, ни лягушек — пусто.
«Угробили жизнь, — в сердцах пояснил сосед. — Дохимичились».
Неужели никогда уже не доведется увидеть сидящую молча на краешке придорожной лужи мудрую лягушку, которая вроде бы снисходительно поглядывает на тебя, словно ведая что-то такое, чего тебе, человеку, венцу творения, и не узнать никогда?… Неужели и лягушек не будет?
Но вот однажды вечером — тихий, мелкий дождь… Пошел, родимый, пошел! А в сумерки отправился я с фонарем по луговине к оврагу Сухой Лог. И вдруг! Запрыгали передо мной серые и зеленоватые комочки… Живы, пучеглазые! Сильнее химии оказались. И осень им нипочем.
Прыгайте, милые! Чем больше вас — тем здоровее наши леса, поля, луга, огороды. Не об этом ли хотите напомнить сейчас, перед тем как заснуть до весны, до ледохода в теплом иле, под корягами?
Идешь не спеша по осенней земле, — и чуть ли не на каждом шагу — чудеса природы, от которых теплеет душа и яснится мысль. Впрочем, иной ученый-природовед может и спросить строго: «А причем тут чудеса?» Все с научной точки зрения объяснимо: жара, влага, температура, приспособляемость видов, развитие по Дарвину. И т. д. И т. п.
Так-то оно так — но вспоминается другое. «У бога чудес много». Бог — создатель, роды, природа… Несмотря на все наши выкрутасы. Держится еще мироздание, не оскудело. И — вроде бы из пустого уже рукава вдруг такие невероятности вытянет и покажет, что ахнешь!
Вот о чем думается возле небольшого хуторка с дивным именем Ореховый родник нынешней осенью.
А раскидистый куст татарника плевать хотел на календарь — темно-зелен, в соку, и дразнится пунцовым, ярким цветом… Вроде бы назло осени, наперекор всем смертям.
Вопрос
Зачем это графоманство на улпрессе?!
Зачем не только на улпресса,
зачем вообще всё? Это всего лишь эссе о природе, воспоминания о детстве, о тогдашних впечатлениях, просто о жизни. Спасибо, Жан Бореевич, с удовольствием прочитано.
Не хочется опускаться до уровня “комментаторов” отметившихся тут, но ничего не поделаешь: аналогия между ними и названием “представителя” МРС возникает сама собой. “Представителя” оскорблять нет желания, от этой животины польза, а от данных двуногих … амбре
Ответ в том
Что эссе не вписывается в общий информационный тон, который задает улпресса. Всё равно, что на съезде писателей слушать диссертацию о радиоволнах.
Жан Миндубаев
“Вопросу”: ну, зачем вы так явно демонстрируете свою ущербность?Этическую, образовательную,эмоциональную – и прочие?Нормальные люди как-то стесняются своих недостатков…
тезисы
– а вы их изливаете на сайты?
– умение использовать множество синонимов и эпитетов не говорит о качестве смысла.
Пушкинд
“С клёна надают листья ясеня – ни … себе
, ни … себе!!”
А действительно-о…..льно!!
Остальной.
Спасибо, Жан, за паузу….
Жан Миндубаев
Остальному. Отдыхайте сэр. Как раз предзимье, есть повод призадуматься.В эту пору года даже скудоумье озадачивается.
Бор
Зряче уснуть, чтобы радостно проснуться. Осень … весна. Течение жизни. Спасибо.
Алексей
Ежову. Оставь графоманам времена.ру не создавай конкуренции
Классики
“Индо взопрели озимые, рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился.”
litr vodki
Если описывают осень, то обязательно природу. А ведь можно написать и про городскую осень, например про центр города. Грязные от противного дождя тротуары, по которым куда-то торопятся жители Ульяновска. Вот прошел худосочный студент говорящий по мобильному телефону, тут стоит попрошайка, старый и горбатый, а вот высокая девушка в короткой шубке выходит из припаркованного “Porshe” и направляется к ювелирному салону. И только намокшим желтым осенним листьям на все как-то по-барабану, они никуда не торопятся.
Унылый дачник
Осень…. Тротуары чистые исключительно из заморской плитки . Прохожих мало . Большинство стариков отогреваются дома чаем с малиновым вареньем . Другие уже давно уехали из города и начисто забыли даже фамилии всех градоначальников . Студент стал замом генрального в ” Дикси ” и в непогоду передвигается на дорогом купленным в кредит” Ниссане “. Горбатого деда с перекрестка забрал к себе в Австралию бывший зоотехник с Лугового, а ныне преуспевающий заводчик племенного скота знаменитой породы . Сторойная и высокая несмотря ни на что , так и продолжает ходить в короткой верхней одежде , правда несколько последних сезонов с миской , к раздаточному окошку в ватнике- фуфайке . Ну нет на ее рост на складе соответствующих размеров ! И только намокшим желтым листьям все как то по барабану.они никуда не торопяться.
мужик
Миндубаев, описал бы утро на проданном клюквенном заливе. Ато данное эссе выглядит как попытка реабилитироваться на Улпрессе после позорной проплаченной статейки в защиту продажи клюквы…
искандер
А вот это уже интересно и даже талантливо. Ну, Миндубаеву такое не под силу
Жан Миндубаев
Ну,”Клюква”(проданная или непроданная) уже поперек всего стоит. Я бы яростно сопротивлялся всяким куплям-продажам,ежели бы наше славное государство, коему ВСЕ принадлежало, по родительски сохраняло бы то, что отобрало у народа в виде собственности. Но! Государство наше оказалось НИКЧЕМЕЫМ хозяином одной шестой части суши.Ибо не только умудрилось запрудить и превратить в зловонные ПРУДЫ реку Волгу- но и все прочие реки (слегка пощажены пока сибирские). А кроме того, оно, это наше достославное государство, умудрилось и прочее, ему принадлежащее имущество, привести в весьма непрезентабельный вид. Загрязнение Байкала целлюлозно-бумажным комбинатом чего стоит!
А в то же время прочие ГОСУДАРСТВА (где госсобственности весьма мало) умудрились и Великие озера канады. почистить, и о лесах позаботиться, и природоохранное мышление гражданам привить. Я уж не говорю о европейских городах, где тротуары мылом моют ежеутренне! Я только припоминаю, как на Аляске специально для мигрирующих оленей нефтепроводы подняли над лесами, как под дорогами для олешек туннели, кустарниками обсаженные , проложили…
Потому мне неважно, кто будет ХОЗЯИНОМ на Клюкве. Мне важно, чтобы она процветала, жила и НЕ пахла . Чтобы ее берега были чисты, не обкакны ( как , допустим , леса возле областной жемчужины- Белого озера…
А ведь оно пока еще ГОСУДАРСТВЕННОЕ.
мужик
Да, давайте все продадим – и сразу порядок станет везде. Проходили уже эти песни, в начале 90-х.
Djin
Леса вон продали и такой бардак начался! Вот если бы еще менталитет нынешних “хозяев-нуворишей” поменять, которые еще вчера в рамках рэкета черепа проламывали!
Времена.ру
Алексей, приведите пример графоманства. Обсудим и, если Вы правы, признаем. Но мы печатаем чаще всего хорошие тексты или студентов (тоже нормальное). Голословно и зло Вы про нас. А зло непродуктивно.
Прохожий
Спасибо, Жан. С удовольствием прочитал. Действительно, осень-время задуматься
Унылый дачник
Спасибо автору. Нечего постоянно вертуально кипеть и пузыриться , почти по каждой заметке ! Жан предложил оглянуться задуматься ,что жизнь не вечна , а осень не самое плохое время года !
Иван Денисович
Ну это всяко лучше, чем от имени спикера Зотова писать интервью и перепечатывать старый газетно-журнальный хлам. Не ворчите на старого журналиста, он пишет, как умеет. Вполне читабельная зарисовка.
гаврош
Спасибо огромное! Очень красивый слог, в нашей повседневной жизни так этого не хватает. Русский язык превращен в нечто преобразованное на иностранный лад, а здесь чистота русской поэзии и прозы. Плучила огромное удовольствие от прочитанного. Печатайте больше своих статей!!!
Однако,
не иссякла ещё русская словесность, пахнуло от осенней зарисовки Миндубаева чем-то бунинским… Морально ущербным критиканам этого дуновения не понять.
Куниц
Вы бы хоть слог у хвалебных комментов меняли, а то уши торчат.
Пришвин&Бианки
Чу, треск пошёл по широкому истоптанному информационному полю. Кто же это? Может чудный охотник за дармовыми деньгами? Али старик самодовольный косит увядающую “зелень”? Ну так Бог с ним. Пусть косит. Холодно. Зябко в поле. Только тролли изредка вылезают из нор позлить тщеславного пенсионера. Пустое. Всё пустое. Осень же. Всё загибается. И болото. И его лягушки. Ну и х.. с ними.
искандер
Последний коммент потрясающий. Так размазать Миндубаева. Причём, по существу, в самую точку. Ей-богу, даже жалко бесноватого старичка
Жан Миндубаев
Искандер= это, по моему, грозное оружие? И так опохабить славное имя! Меняй ник, злобное ничтожество!
Василиус
У Миндубаева, видно, осенние припадки…