Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов принял участие в заседании Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации в ВТО и Таможенном союзе.

В мероприятии также приняли участие председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич, представители Минпромторга, Минсельхоза, Минэнерго, Минтранса, Минфина и Минрегиона России, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, главы регионов ПФО, представители региональных органов власти, объединений промышленных предприятий и сельскохозяйственных организаций.

По словам Сергея Морозова, вступление России в ВТО неминуемо повлечет за собой усиление конкурентной борьбы в самых различных отраслях экономики. “Считаю, что наиболее острая конкурентная борьба развернется в авиационной отрасли, – заявил губернатор Ульяновской области. – И здесь у нас будут более чем серьезные соперники. Площадок, на которых развернется эта борьба – множество: и государственные субсидии, и кредитование, и технологии, и таможенные пошлины, и многое другое”.

Как отметил глава региона, мощнейшим толчком в развитии отрасли может стать государственный заказ. “Чуть больше месяца назад ульяновский авиастроительный завод получил заказ от Министерства обороны РФ на закупку 39 новейших тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А для Вооруженных сил. Сумма заказа – порядка 140 млрд рублей. Это самый крупный контракт не только за всю новейшую историю “Авиастара”, но и в истории российского авиапрома за последние 20 лет, – сказал Сергей Морозов. – И необходимо отметить, что военные госзакупки правилами ВТО не регламентируются. Это означает, что основная продукция завода в ближайшие годы будет приобретаться без каких-либо ограничений. Таким образом, именно военный госзаказ в состоянии помочь как нашему предприятию, так и всей отрасли в целом не только сохранить, но и приумножить производственный потенциал”.

Среди факторов, затрудняющих конкуренцию отечественных самолетов с зарубежными, губернатор обозначил доступ к дешевым кредитам, которого лишены российские авиастроители. В данном вопросе глава Ульяновской области предложил обратить внимание на опыт Бразилии.

“Он состоит в том, что разницу между национальной ставкой и “международной” компенсирует банку некий государственный посредник или агент. Сюда же можно отнести и меры по выработке и внедрению механизма экспортного кредитования, соответствующего требованиям ВТО и сопоставимого со странами – основными производителями авиационной техники. Это необходимо для создания условий эффективного продвижения отечественной гражданской авиационной техники на внешние рынки”, – отметил Сергей Морозов.

По мнению губернатора, одной из важнейших составляющих развития отрасли является ее кадровое обеспечение. “Не секрет, что отрасль остро нуждается в притоке квалифицированных специалистов, – сообщил он. – Причем речь идет не только о пилотах, но и об инженерно-техническом персонале предприятий, о высококвалифицированных рабочих кадрах. И вступление в ВТО подталкивает нас к скорейшему решению этой проблемы. В “зеленую корзину”, не ограничиваемых правилами ВТО госвложений, укладывается финансирование развития кадрового потенциала. Поэтому усилия властей регионального, но, главным образом, федерального уровня должны быть направлены на государственное субсидирование подготовки специалистов для отрасли, на поддержку учебных заведений, на формирование устойчивых связей между ними и производством. В этом плане Ульяновская область уже имеет большой положительный опыт. Таким образом, правила ВТО стимулируют вложения в развитие интеллектуального потенциала, что вполне соответствует и нашим долгосрочным интересам: в 2013 году правительство Ульяновской области сконцентрирует все имеющиеся ресурсы на развитии человеческого капитала”.